logo
1 курс, 2 семестр / УМК1-3 19 века

4.2 Содержание дисциплины

Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела дисциплины

Результат обучения, формируемые компетенции

1

Национальное своеобразие русской литературы пушкинской поры

Общая характеристика историко-литературного процесса 1/3 XIX в. Война 1812 г., восстание 1825 г. Декабризм. Литературные направления: сентиментализм, романтизм, классицизм в формировании национального своеобразия литературы.

Особенность русского романтизма. Эстетические принципы. Понятие романтического конфликта. Жанровая система.

Литературные кружки, салоны.

ОК-1, ОК-2, ОК-3.

ПК-5. ПК-6

ПСК-1, ПСК-2

2

Творчество К.Н. Батюшкова и В. А. Жуковского

Становление романтизма. Творчество К.Н. Батюшкова и традиции «легкой поэзии», композиция и проблематика сборника «Опыты в стихах и прозе».

Творчество В.А. Жуковского в истории становления романтической эстетики, религиозно-нравственной доминанты национальной литературы. Жанровая система: эволюция, переводческая деятельность. Формирования романтического словаря: эстетические манифесты, патриотическая лирика.

ОК-1, ОК-2, ОК-3.

ПК-5. ПК-6

3

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Литературно-эстетическая позиция Грибоедова. Романтическая комедия “Горе от ума”: история создания, проблематика, система персонажей, конфликт. Тема ума и безумия; поэтика названия.

«Горе от ума» в критике, литературоведении. Пушкин, Гончаров о комедии Грибоедова “Горе от ума”; исследовательские концепции ХХ в. (С.А. Фомичев, А. Зорин, О.Б. Лебедева). Сценическая история пьесы.

ОК-1, ОК-2, ОК-3.

ПК-5. ПК-6

ПСК-1

4

А.С. Пушкин: творческая биография. Лирика.

Этапы жизни и творчества А. С. Пушкина. Лирика как художественная система: проблема эволюции. Лицейский период: элегическое направление (любовная и историческая элегии), традиции “легкой поэзии” и мотив лицейского братства (“Пирующие студенты”), тема творчества.

Романтические тенденции в лирике 1820-24 гг. Мотивы добровольного бегства и тайного чувства в лирике н. 1820-х гг. Поэтический миф о Тавриде, образ вольной стихии. Романтическая философия жизни и творчества

Гражданские мотивы и проблема идеала в лирике михайловского периода. Цикл “Подражание Корану”: поэтика, образ пророка, мотив пророческого слова. Поэтика и проблематика стихотворения “Пророк”.

Онтологическая лирика Пушкина. Мифологизация творчества в лирике к. 1820-30-х гг. Миф о рифме и самосознающие жанры 1830 г. Поэтика и проблематика Каменноостровного цикла 1836 г.

ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-8.

ПК-5. ПК-6.

ПСК-1, ПСК-2

5

Жанр поэмы в творчестве А. С. Пушкина

Лироэпос в жанровой системе Пушкина. Поэтика романтических поэм: тип героя, особенность конфликта, композиция. Первые публикации и сценические постановки.

Преодоление романтизма. Жанр повести в стихах. Пародия на историю и апокалипсические мотивы в “Графе Нулине”. “Домике в Коломне”: анекдотический сюжет и самопародия.

Историческая тема и повести в стихах. Поэма “Полтава”: особенность романтического конфликта. Любовный и исторический сюжеты. Петербургская повесть “Медный всадник”: реальный и инфернальный сюжеты (Б. Гас-паров). Тема маленького человека. Наводнение и мифологема потопа. Образ Петра I и петербургский миф.

ОК-1, ОК-2, ОК-3.

ПК-5. ПК-6

6

Драматургия А. С. Пушкина

Драматургия Пушкина в истории литературы и театра. Тема самозванства и ее отражение в “Борисе Годунове”. Особенность конфликтной ситуации. Поэтика времени и пространства. Философская природа финала.

Болдинский драматический цикл “Маленькие трагедии”: особенность конфликта, единство замысла. Оксюморонный принцип номинации произведений. Темы скупости, зависти, любви, смерти. “Скупой рыцарь”: конфликт трагедии, пространственная организация. Тема творчества в “Моцарте и Сальери”; “Реквием” и образ “черного человека”. “Каменный гость”: Ахматова о пушкинском Дон Гуане; тема любви и ее интерпретация в произведении. “Пир во время чумы”: мотив преодоления страха смерти. Образ пира и поэтика песен.

ОК-1, ОК-2, ОК-3.

ПК-5. ПК-6

ПСК-1

7

Роман в стихах А.С. Пушкина “Евгений Онегин”

История создания и публикации. Композиция произведения. Композиционные пропуски – молчание –умолчание - тайна в структуре текста.

Жанровое своеобразие. Стих и проза в романе. Система персонажей, эпические и лирические формы как организующий принцип “жизненной позиции” героев. Хронтоп.

Образ Автора: биографические черты Пушкина; Автор-герой и Автор-творец, мифологизация творчества и образ Музы; понятие идеала. Автор и читатель. Проблема “возможного сюжета” (С.Г. Бочаров) и обман читательского ожидания.

Журналисты и периодические издания в романе.

ОК-1, ОК-2, ОК-3.

ПК-5. ПК-6

8

Проза А.С. Пушкина

Движение от поэзии к прозе в творческой эволюции Пушкина. Программная статья «О прозе». Поэтика прозаического цикла “Повести Белкина”: особенность повествования, игра с сентиментальными и романтическими штампами.

Проблематика повести «Дубровский». Эстетика игры в повести “Пиковая дама”. Анекдот о беспроигрышной игре и мотив мгновенного обогащения. Образ Германна. Проблема метатекстуальности. Лотман Ю.М. о карточной игре в русской литературе XIX в. Преступление и наказание, поэтика эпилога.

«Путешествие в Арзрум»; место в эволюции пушкинской прозе.

Роман “Капитанская дочка” и “История пугачевского бунта”. Екатерининская эпоха в историческом труде и в художественном произведении.

Исторические, фольклорные, литературные источники романа; конфликт, характер повествования. Литературный и фольклорный пласты организации художественного мира (Ю.М. Лотман). Поэтика эпиграфов. Любовный и исторический сюжеты. Принцип зеркальной композиции. Проблема испытания героев в кризисный исторический момент. “Семейный” способ отражения исторических событий и поэтика Вальтера Скотта.

Роман в контексте “Современника”.

ОК-1, ОК-2, ОК-3.

ПК-5. ПК-6

9

М. Ю. Лермонтов: творческая биография. Лирика

М.Ю. Лермонтов: периодизация творчества. Основные мотивы лирики, лирический герой Лермонтова. Ранняя лирика. Стихотворение “Ангел”: мотив предсуществования души (Платон). Ночной цикл Лермонтова. Астральный миф в лирике Лермонтова: поэтика романтических контрастов.

Поэтика и проблематика сборника стихотворений 1840 г. (религиозные мотивы, любовная лирика, патриотическая тема, тема творчества). Журнальная полемика 1840 г. (“Отечественные записки” и “Сын отечества”) и стихотворение “Журналист, читатель и писатель”.

Последние произведения Лермонтова. Стихотворения 1841 г., записанные в книжке В. Одоевского: лирическая и балладная проблематика. Концентрация ключевых тем и мотивов в стихотворениях “Сон”, “Свиданье”, “Листок”, “Выхожу один я на дорогу”, “Пророк”; демонические мотивы и мифотворчество (“Тамара”, “Морская царевна”).

ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-8.

ПК-5. ПК-6

ПСК-1

10

Жанр поэмы в творчестве М. Ю. Лермонтова

Лироэпос в художественной системе Лермонтова. Ранние поэмы.

Фольклорные образы и мотивы в “Песне про купца Калашникова”: композиция, образ гусляров, поэтика финала. Мир Кавказа в творчестве Лермонтова (“Кавказский пленник”, “Аул Бастунжи”; “Измаил Бей”) и поэма “Мцыри”; языческие и христианские мотивы поэмы.

Философская поэма “Демон”: история создания, конфликт. Библейский сюжет (сотворение мира - грехопадение - изгнание; миф о падшем ангеле) и его воплощение. Пространственно-временная организация поэмы. Вселенское одиночество Демона, испытание Тамары. Поэтика финала.

Стихотворные повести: “Сашка”, “Сказка для детей”.

ОК-1, ОК-2, ОК-3.

ПК-5. ПК-6

ПСК-1

11

Проза М. Ю. Лермонтова. “Герой нашего времени”

Проза Лермонтова: историческая тема и светские сюжеты («Вадим», «Княгиня Лиговская»).

«Герой нашего времени»: история создания и публикации. Мотив книги и его философское обоснование.

Предисловие к роману и поэтика названия. Вариации героического сюжета в романе Лермонтова. Особенность композиции: роль двухчастной структуры романа, сюжетное и фабульное развитие действия, образы рассказчиков. Мир естественных людей; европейское сознание.

Философская основа самопознания, его трактовка в “Княжне Мери”. Мотивы игры и двойничества. Поэтика финала, функция “оборванного повествования”. Роман в оценке современников и в литературоведении XX в.

ОК-1, ОК-2, ОК-3.

ПК-5. ПК-6

12

Драматургия М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя.

В. Э. Мейерхольд о драматургии Лермонтова и Гоголя.

Источники лермонтовской драматургии, эволюционные тенденции. Драма “Маскарад”. История создания. Поэтика названия, конфликт произведения. Эстетика и философия игры. Бал и маскарад в пьесе. Образ Арбенина. Семейный и общественный сюжеты. Поэтика финала, образ Неизвестного. Г.П. Макогоненко, Ю.В. Манн о концепции пьесы. Тема карточной игры в “Штоссе” и “Тамбовской казначейше”. Сценическая история драм Лермонтова.

Гоголь о драме. Комедия “Ревизор”. Особенность драматического конфликта. Пространственная организация. Система персонажей. “Миражная интрига” (Ю.В. Манн). Смех и Страх как организующие элементы драматического действия. Поэтика условности. Немая сцена: грех и возмездие, мотив Страшного Суда.

Премьера “Ревизора” 1836 г. в Петербурге и в Москве. Реакция Гоголя на сценическую версию комедии. Редакция “Ревизора” 1841 г. Сценическая история пьес Н.В. Гоголя.

ОК-1, ОК-2, ОК-4.

ПК-5. ПК-6

13

Н. В. Гоголь: творческая биография. Поэтика первых сборников: «Вечера» и «Миргород»

Н.В. Гоголь: творческая эволюция. “Вечера на хуторе близ Диканьки”: особенность повествования и образы рассказчиков (пасечник Рудый Панько; дьяк диканьковской церкви Фома Григорьевич; панич из Полтавы; Степан Иванович Курочка; автор). Языческие и христианские мотивы, календарно-обрядовый цикл (русальная неделя, купальский обряд, Рождество).

“Миргород”: поэтика названия и эпиграфов. Логика циклообразования: идиллия и ее разрушение в “Старосветских помещиках”, героическое прошлое Малороссии, казацкая общность и ее судьба (“Тарас Бульба”); “Вий”: внешний и внутренний конфликты; разрушение мир-города в повести о двух Иванах.

ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-8.

ПК-5. ПК-6

ПСК-1

ПСК-2

14

Поэтика сборника «Арабески». Петербургские повести.

“Арабески”: поэтика названия, композиция сборника. Проблематика статей (архитектура, живопись, литература, история). Энциклопедизм авторской позиции.

Образ Петербурга в творчестве Гоголя; конфликт мечты и действительности в “Петербургских повестях”.

«Невский проспект»: тема творчества, образ города. «Нос»: христианская основа «фантастического» сюжета». Поэтика и проблематика повестей «Шинель», «Портрет», «Записки сумасшедшего».

ОК-1, ОК-2, ОК-3.

ПК-5. ПК-6

15

Поэма «Мертвые души» и духовная проза Н. В. Гоголя

Эволюция творчества Гоголя от художественной прозы к духовной. Поэма “Мертвые души”: история создания и замысла поэмы. Обложка к первому изданию 1842 г. Поэтика названия. Символический характер сюжета. Чичиков: тип странствующего героя; поливалентность облика. Предыстории Плюшкина, капитана Копейкина и проблема омертвения души. Вещь в художественном мире поэмы. Особенность повествования, образ Автора в поэме.

Мифологизация пространства, мотив путешествия от первого тома ко второму. Миссия России и символика финала I тома.

Поэма в литературоведении XX в. (Ю.В. Манн, С.А. Гончаров, Е.А. Смирнова).

Традиции учительной прозы; II том “Мертвых душ” и “Выбранные места из переписки с друзьями” в творческой эволюции Гоголя.

ОК-1, ОК-2, ОК-3.

ПК-5. ПК-6

ПСК-1

ПСК-2