5. Образовательные технологии
Дисциплина «История русской литературы первой трети XIXвека» представляет собой сочетание лекционного курса, практических занятий и самостоятельной работы студентов. В качестве активных форм обучения предлагается использовать различные формы лекций и практических занятий: элементы диалогического общения с аудиторией (лекция с элементами беседы, семинар-дискуссия), активизацию рабочего напряжения аудитории через простановку и решение проблемных вопросов (проблемная лекция), использование мультимедийных технологий в лекционном курсе. По мере необходимости, чтение лекций в skype-режиме.
В рамках учебного курса с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся, согласно требованиям ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки, предусмотрено широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (систематизация накопленных знаний, выработка собственной концепции, анализ отдельных жанров и т.д.) в сочетании с внеаудиторной работой.
Лекция вдвоем (совместно с аспирантом или соискателем преподавателя, студентом, занимающимся сходной научной проблемой. Темы: «М. Ю. Лермонтов: творческая биография. Лирика», «Поэтика сборника «Арабески». Петербургские повести»). В этой лекции учебный материал проблемного содержания дается студентам в живом диалогическом общении двух преподавателей между собой. Здесь моделируются реальные профессиональные ситуации обсуждения теоретических вопросов с разных позиций двумя специалистами, например теоретиком и практиком, сторонником или противником той или иной точки зрения и т.п. При этом нужно стремиться к тому, чтобы диалог преподавателей между собой демонстрировал культуру совместного поиска решения разыгрываемой проблемной ситуации, с привлечением в общение студентов, которые задают вопросы, высказывают свою позицию, формируют свое отношение к обсуждаемому материалу лекции, показывают свой эмоциональный отклик на происходящее.
Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы отличаются от непроблемных тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного решения, то есть, готовой схемы решения в прошлом опыте нет. Для ответа на него требуется размышление, когда для непроблемного существует правило, которое нужно знать. Для проблемной лекции можно выбрать тему «Драматургия М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя», которая позволит представить студентам соотнести драматургическую эстетику двух писателей.
С помощью проблемной лекции обеспечивается достижение трех основных дидактических целей:
1. усвоение студентами теоретических знаний;
2. развитие теоретического мышления;
3. формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста.
Лекция-беседа, или «диалог с аудиторией», является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Для лекции-беседы можно использовать все разделы дисциплины. Эта лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов. В основе лекции-беседы лежит диалогическая деятельность, что представляет собой наиболее простую форму активного вовлечения студентов в учебный процесс. Диалог требует постоянного умственного напряжения, мыслительной активности.
Кроме того, на лекционных занятиях и коллоквиуме уместно использовать активное обучение посредством неимитационного метода «мозгового штурма», который может быть как индивидуальным, так и групповым. Аудитория получает задание проанализировать текст (поэтический, прозаический, либо отрывок драматургического), выведенный на экран. В результате генерирования различных идей и их конструктивной проработки студенческий коллектив должен предложить несколько вариантов анализа. При мозговой атаке происходит разделение во времени трех этапов решения проблемы: сеанс спонтанной генерации идей; сеанс конструктивной критики и проработки предложенных идей с целью отбора наилучших; проектирование решений на основе отобранных идей.
Каждая лекция, независимо от вида и содержания, оснащена мультимедийным сопровождением: набором слайдов и отрывками из художественных фильмов.
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»
- Учебно-методический комплекс по дисциплине
- Содержание
- Рабочая программа дисциплины История отечественной литературы XIX века (первая треть)
- 031300.62 – Журналистика
- 4. Структура и содержание дисциплины «История отечественной литературы XIX века (первая треть)»
- 4.1. Объём дисциплины и виды учебной работы (в часах)
- 4.1.1. Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом
- 4.1.2. Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)
- 4.2 Содержание дисциплины
- 5. Образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 2. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов
- 3.Учебно-методические материалы (умм). Методические рекомендации для преподавателей по следующим видам занятий:
- 3.1. Лекции
- 3.2.Практические занятия
- Планы практических занятий
- Баллада в творчестве в.А. Жуковского
- Любовная лирика а.С. Пушкина
- Роман а.С. Пушкина «евгений онегин»: поэтика времени и пространства
- «Капитанская дочка» а.С. Пушкина: особенность повествования
- Религиозные мотивы и ритуальные формы в творчестве м.Ю. Лермонтова
- «Герой нашего времени» как объект эстетического осмысления в романе м.Ю. Лермонтова
- Поэма н.В. Гоголя “мертвые души”: поэтика названия
- 3.3. Задания для подготовки к коллоквиуму
- Словарь терминов и персоналий
- 4.1. Литературные направления
- 4.2. Литературные кружки и общества
- 4.3. Поэтические жанры и манифесты
- Формы текущего, промежуточного, рубежного и итогового контроля
- 5.2. Примерные вопросы к зачету
- 6. Приложение Научно-исследовательские работы автора курса
- Архитектоника русской стихотворной молитвы
- Религиозно-философская основа «Невыразимого» в.А. Жуковского
- Э.М. Афанасьева Арзамасское имя: ритуально-мифологические основы эстетической шутки
- Литература
- Примечания
- Образ читателя и феномен чтения в романе м. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»