Баллада в творчестве в.А. Жуковского
I. Определение жанра баллады (жанрообразующие признаки, типы баллад). История этого жанра в предромантизме; западноевропейская баллада.
II. Баллады В.А. Жуковского. Проблематика, типология, место в творчестве.
Баллады Жуковского как единая художественная система. Выявить какие концепции исследования балладного наследия поэта существуют в литературоведении.
Сделать анализ баллад «Эолова арфа» и «Элевзинский праздник»: символика названия, конфликт, балладный сюжет, система голосов, исторический фон. При анализе баллад обратиться к «Словарю античности» М., 1994 или к «Мифам народов мира».
III. История переложения “Леноры” Бюргера (“Людмила” 1808, “Светлана” 1812, “Ленора”1831):
1. Литературная полемика о балладах в “Сыне отечества” 1816 г. (Н.И. Гнедич - А.С. Грибоедов). Статьи Н.И. Гнедича “О вольном переводе Бюргеровой баллады “Ленора” (“Сын отечества”. 1816, № 27) и А.С. Грибоедова “О разборе вольного перевода Бюргеровой “Леноры” (“Сын отечества” 1816, № 30)*. Внимательно прочитать статьи, выявить характер спора, систему доказательств, проанализировать характер аргументации доводов.
2. Сравнительный анализ “Людмилы”, “Светланы”, “Леноры” Жуковского:
- фантастический сюжет; мотив сна и его интерпретация;
- художественное время и пространство, их динамика;
- национальный колорит (русский, германский);
- развитие ключевого конфликта.
3. Поэтика баллады «Светлана»
история создания; место баллады в судьбе Жуковского и русской литературы;
поэтика названия и мотив света в балладе;
народный колорит, поэтика и магическая природа крещенских гаданий;
сюжет сновидения: реальность и фантастика;
поэтика финала.
Литература:
Определение жанра баллады: КЛЭ. Т. 1. Словарь литературоведческих терминов. Гегель Г.Ф.В. Сочинения. М., 1958.Т. 14. С. 295.
*Эолова арфа. Антология баллады. М., 1989. С. 574 – 581 (статья Гнедича), С. 581 - 590 (статья Грибоедова); или см.: Грибоедов А.С. Сочинения. Воспоминания современников. М., 1989. С. 376-386; 469-470;
Семенко Н.М. Жизнь и поэзия В.А. Жуковского. М., 1975, 1989 (Гл. III, разд. 1-4).
Иезуитова Р.В. Баллада в эпоху романтизма // Русский романтизм. Л., 1978. С. 138-149.
Власенко Т.Л. Типология сюжетов русской романтической баллады // Проблемы типологии литературного процесса. Пермь, 1982.С. 20-28.
Душина Л.Н. История создания “Светланы” В.А. Жуковского // Пути анализа литературного произведения. М., 1981. С. 188-194.
Янушкевич А.С. Этапы и проблемы творческой эволюции В.А. Жуковского. Томск. 1984. С. 80-94, 183-197.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»
- Учебно-методический комплекс по дисциплине
- Содержание
- Рабочая программа дисциплины История отечественной литературы XIX века (первая треть)
- 031300.62 – Журналистика
- 4. Структура и содержание дисциплины «История отечественной литературы XIX века (первая треть)»
- 4.1. Объём дисциплины и виды учебной работы (в часах)
- 4.1.1. Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом
- 4.1.2. Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)
- 4.2 Содержание дисциплины
- 5. Образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 2. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов
- 3.Учебно-методические материалы (умм). Методические рекомендации для преподавателей по следующим видам занятий:
- 3.1. Лекции
- 3.2.Практические занятия
- Планы практических занятий
- Баллада в творчестве в.А. Жуковского
- Любовная лирика а.С. Пушкина
- Роман а.С. Пушкина «евгений онегин»: поэтика времени и пространства
- «Капитанская дочка» а.С. Пушкина: особенность повествования
- Религиозные мотивы и ритуальные формы в творчестве м.Ю. Лермонтова
- «Герой нашего времени» как объект эстетического осмысления в романе м.Ю. Лермонтова
- Поэма н.В. Гоголя “мертвые души”: поэтика названия
- 3.3. Задания для подготовки к коллоквиуму
- Словарь терминов и персоналий
- 4.1. Литературные направления
- 4.2. Литературные кружки и общества
- 4.3. Поэтические жанры и манифесты
- Формы текущего, промежуточного, рубежного и итогового контроля
- 5.2. Примерные вопросы к зачету
- 6. Приложение Научно-исследовательские работы автора курса
- Архитектоника русской стихотворной молитвы
- Религиозно-философская основа «Невыразимого» в.А. Жуковского
- Э.М. Афанасьева Арзамасское имя: ритуально-мифологические основы эстетической шутки
- Литература
- Примечания
- Образ читателя и феномен чтения в романе м. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»