«Герой нашего времени» как объект эстетического осмысления в романе м.Ю. Лермонтова
I. Поэтика названия. Семантика «героического» в романе.
- Герой в античной традиции и семантика слова в XIXв. См. определение слова «Герой» в словаре живого великорусского языка В.И. Даля и «Мифах народов мира».
- Сопоставить лермонтовский вариант осмысления идеи «героя» в диалоге с Пушкиным: «Герой моего романа» («Евгений Онегин»), «ГеройНашего Времени».
- Сделать подробный анализ предисловия к роману: эстетическая позиция автора. Образ читателя, тема книги и ее названия, Печорин и «Герой нашего времени».
Особенность композиции и этапы раскрытия характера Печорина.
- Сделать анализ композиции (внешней и внутренней) романа: деление на части, главы, сюжетная роль предисловий.
- Система рассказчиков, объективный (Максим Максимыч, странствующий офицер) и субъективный способы повествования, их роль в произведении.
- Проблема исповедального самораскрытия. Журнал Печорина как смысловое целое произведения.
III. Образ Печорина в системе персонажей.
- Печорин и его двойники (ср. с образами Казбича, Янко, Вернера, Грушницкого, Вулича). Тема двойничества в романе. Восстановить элементы двоящегося мира в системе персонажей, в сознании героев, в композиции, определить их роль в произведении.
- Образ Печорина в контексте любовного сюжета (восстановить эволюционные аспекты развития этого сюжета),
Образ Печорина в контексте авантюрного/героического сюжета (охота, дуэль, игра).
Восстановить ассоциативный фон образа Печорина. Мотив «портрета» героя в романе («собирательный» портрет, физиогномический портрет и автопортрет). Романные ассоциации Печорина с литературными, историческими образами и их роль в романе (бальзакова кокетка, Вампир, Наполеон и др.).
- Элементы «героического» в образе Печорина и их трансформация в романе.
Литература:
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Любое издание. Статья «Герой».
Мифы народов мира: В 2-х тт. Москва-Минск-Смоленск, 1994. Т. 1. Статья «герой». Или другое издание.
Афанасьева Э.М. Феномен книги в художественном мире М.Ю. Лермонтова. Кемерово, 2007.
Гернштейн Э.Г. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. М., 1976.
Лермонтовская энциклопедия. М., 1981.С. 101-111 («Герой нашего времени»).
Штейнгольд А.М., Таборисская Е.М. Две рефлексии по поводу «Героя нашего времени» (предисловие Лермонтова и статья Белинского) // Русская литература. 2001, № 1. С. 33 – 49.
Дополнительная литература:
Владимирская Н.М. Элементы романтического сюжета в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // Лирическое начало и его функции в художественном произведении. Владимир, 1989.
Журавлева А.И. Лермонтов в русской литературе. Проблемы поэтики. М., 2002. С. 198-212.
Эйхенбаум Б.М. «Герой нашего времени» // Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. М.-Л., 1961.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»
- Учебно-методический комплекс по дисциплине
- Содержание
- Рабочая программа дисциплины История отечественной литературы XIX века (первая треть)
- 031300.62 – Журналистика
- 4. Структура и содержание дисциплины «История отечественной литературы XIX века (первая треть)»
- 4.1. Объём дисциплины и виды учебной работы (в часах)
- 4.1.1. Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом
- 4.1.2. Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)
- 4.2 Содержание дисциплины
- 5. Образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 2. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов
- 3.Учебно-методические материалы (умм). Методические рекомендации для преподавателей по следующим видам занятий:
- 3.1. Лекции
- 3.2.Практические занятия
- Планы практических занятий
- Баллада в творчестве в.А. Жуковского
- Любовная лирика а.С. Пушкина
- Роман а.С. Пушкина «евгений онегин»: поэтика времени и пространства
- «Капитанская дочка» а.С. Пушкина: особенность повествования
- Религиозные мотивы и ритуальные формы в творчестве м.Ю. Лермонтова
- «Герой нашего времени» как объект эстетического осмысления в романе м.Ю. Лермонтова
- Поэма н.В. Гоголя “мертвые души”: поэтика названия
- 3.3. Задания для подготовки к коллоквиуму
- Словарь терминов и персоналий
- 4.1. Литературные направления
- 4.2. Литературные кружки и общества
- 4.3. Поэтические жанры и манифесты
- Формы текущего, промежуточного, рубежного и итогового контроля
- 5.2. Примерные вопросы к зачету
- 6. Приложение Научно-исследовательские работы автора курса
- Архитектоника русской стихотворной молитвы
- Религиозно-философская основа «Невыразимого» в.А. Жуковского
- Э.М. Афанасьева Арзамасское имя: ритуально-мифологические основы эстетической шутки
- Литература
- Примечания
- Образ читателя и феномен чтения в романе м. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»