031300.62 – Журналистика
Профиль подготовки
Периодическая печать. Телевидение
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная
Кемерово – 2012
1. Цели освоения дисциплины
История отечественной литературы первой трети XIX в. является одним из фундаментальных курсов, призванных дать представление о «золотом веке» русской культуры.
Целью освоения дисциплины является формирование представления о национальной специфике отечественной литературы первой трети XIX в., основных направлениях, творчестве отдельных писателей. Особое внимание уделяется изучению художественной эстетики В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя. В процессе изучения курса у студентов формируется представление об эстетических принципах пушкинской эпохи, эволюции отдельных авторов, определяются навыки филологического анализа художественных произведений.
На лекциях и практических занятиях стимулируется развитие у студентов личностных качеств, формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованием ФГОС ВПО по направлению подготовки 031300 — Журналистика.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Курс истории отечественной литературы, входя в филолого-профессиональный модуль базовой части ООП по направлению «Журналистика», приобщает студентов к ценностным основам национальной культуры, формирует читательский вкус и культуру мышления. История пушкинской эпохи осваивается после знакомства студентов с литературными направлениями и ведущими писателями XVIIIв., в то же время, он является базовым для дальнейшего освоения литературного процессаXIX–XXIвеков. Дисциплина призвана интегрировать в сознании учащихся не только проблематику литературоведческого цикла, но и многообразное содержание других гуманитарных дисциплин – курсов лингвистического цикла, гражданской истории, философии, религиоведения, социологии, политологии.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «История отечественной литературы XIXвека (первая треть)»
В результате освоения дисциплины обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:
• Знать: национальное своеобразие литературы пушкинской эпохи, литературные направления первой трети XIXв., эволюцию художественных систем ведущих авторов, художественные произведения, повлиявшие на становление литературного процесса.
• Уметь: интерпретировать произведения различных жанров и писателей, использовать приобретенные знания в профессиональной деятельности.
• Владеть: навыками анализа художественного произведения, знаниями по истории и теории литературы.
В рамках профессиональных компетенций должен знать этапы развития отечественной литературы (от сентиментализма к романтизму и реализму), научные биографии писателей, литературные произведения пушкинской эпохи; понимать значение читательского опыта и приобщения к культурному наследию прошлого для самообразования и мотивации профессиональной деятельности журналиста.
В рамках ПК-6 (способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов) обучающийся должен:
Знать: современные методики литературоведческого анализа, литературные стили и направления.
Уметь: составлять библиографию по теме, проводить научное исследование, формулировать собственную научную концепцию.
Владеть: читательским багажом осмысления художественных текстов, литературоведческим словарем.
Коды компетенций | Содержание компетенций | результат |
ОК-1 | готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности | Знать:историю и традиции русской культуры; Уметь:бережно относиться к традициям отечественной словесности; Владеть:культурой мышления. |
ОК-2 | владение нормами русского литературного языка, навыками практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке | Знать:нормы современного русского языка. Уметь:в процессе знакомства с произведениями русских авторовXIXвека использовать полученные знания для формирования грамотной речи. Владеть:навыками создания грамотных устных и письменных текстов.
|
ОК-3 | готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе | Знать:правила и механизмы ведения научной дискуссии. Уметь:выстраивать диалог понимания. Владеть:фактографическим материалом по курсу русской литературы для аргументированных доказательств.
|
ОК-8 | осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности | Знать:роль «золотого века» русской литературы и фундаментальную значимость творчества писателей этого периода для русской культуры. Уметь:аргументированно использовать полученные знания для формирования культурного уровня современной журналистики. Владеть:литературоведческими терминами, фактами биографии ведущих писателей первой третиXIXвека, культурой интерпретации художественных текстов тем самым определяя важность понимания исторического связи прошлых эпох с современностью.
|
ПК-5 | знание основных этапов и процессов развития отечественной литературы и журналистики, понимание значения их опыта для практики современных российских СМИ | Знать:основные концепции развития литературного процессаXVIIIвека (А.В. Западов, Г.В. Москвичева, П.Е. Бухаркин), а также представленные в учебниках и учебных пособиях Л.А. Ольшевской и С.Н. Травникова, В.И. Федорова, О.Б. Лебедевой, Н.А. Гуськова; Уметь:применять данные концепции для анализа литературно-художественной системыXVIIIв.; использовать полученные знания для развития своего творческого потенциала; Владеть:разнообразными методиками анализа литературных произведений. |
ПК-6 | способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов | Знать:современные методики литературоведческого анализа, литературные стили и направления. Уметь: составлять библиографию по теме, проводить научное исследование, формулировать собственную научную концепцию. Владеть: читательским багажом осмысления художественных текстов, литературоведческим словарем.
|
ПСК-1 | готовность к восприятию многообразных явлений современного общества и русской литературы | знать: востребованность в журналисткой практике информационного освещения цикла литературных годовщин (авторов, созданных художественных текстов). уметь:соотносить современную литературную ситуацию с предшествующими литературными эпохами; владеть:знаниями по истории литературы и творчеству отдельных авторов.
|
ПСК-2 | готовность к восприятию произведений русской литературы в контексте мирового литературного процесса | Знать:положение русской литературы в контексте мирового литературного процесса; Уметь:видеть взаимосвязь и взаимозависимость между русской и европейской литературами; выстраивать связи между произведениями; Владеть:навыками контекстуального анализа |
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»
- Учебно-методический комплекс по дисциплине
- Содержание
- Рабочая программа дисциплины История отечественной литературы XIX века (первая треть)
- 031300.62 – Журналистика
- 4. Структура и содержание дисциплины «История отечественной литературы XIX века (первая треть)»
- 4.1. Объём дисциплины и виды учебной работы (в часах)
- 4.1.1. Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом
- 4.1.2. Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)
- 4.2 Содержание дисциплины
- 5. Образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 2. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов
- 3.Учебно-методические материалы (умм). Методические рекомендации для преподавателей по следующим видам занятий:
- 3.1. Лекции
- 3.2.Практические занятия
- Планы практических занятий
- Баллада в творчестве в.А. Жуковского
- Любовная лирика а.С. Пушкина
- Роман а.С. Пушкина «евгений онегин»: поэтика времени и пространства
- «Капитанская дочка» а.С. Пушкина: особенность повествования
- Религиозные мотивы и ритуальные формы в творчестве м.Ю. Лермонтова
- «Герой нашего времени» как объект эстетического осмысления в романе м.Ю. Лермонтова
- Поэма н.В. Гоголя “мертвые души”: поэтика названия
- 3.3. Задания для подготовки к коллоквиуму
- Словарь терминов и персоналий
- 4.1. Литературные направления
- 4.2. Литературные кружки и общества
- 4.3. Поэтические жанры и манифесты
- Формы текущего, промежуточного, рубежного и итогового контроля
- 5.2. Примерные вопросы к зачету
- 6. Приложение Научно-исследовательские работы автора курса
- Архитектоника русской стихотворной молитвы
- Религиозно-философская основа «Невыразимого» в.А. Жуковского
- Э.М. Афанасьева Арзамасское имя: ритуально-мифологические основы эстетической шутки
- Литература
- Примечания
- Образ читателя и феномен чтения в романе м. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»