Литература
Бегак Б. Классики в стране детства. — М.: Дет. лит., 1983.
Зуев Н. «Крестьянские дети» Некрасова//«Жизнь и поэзия — одно»: Очерки о русских поэтах XIX—XX вв. — М.: Современник, 1990.
Русская поэзия детям/Вступ. статья, составление, подготовка текста, биографические справки и примеч. Е.О.Путиловой. — Л.: Сов. писатель, 1989. (Б-ка поэта. Большая сер.).
Лирика второй половины XIX столетия — замечательный период в истории нашей отечественной поэзии. В эти годы заявило о себе крупное созвездие поэтов, внесших богатейший вклад в русскую классику. Это период, когда русские поэты обратили внимание на мир детства с его особой этикой и эстетикой. В детских журналах, альманахах появляются имена А. Фета, А. Майкова, И. Никитина, позже А.Плещеева, И.Сурикова, стихи Ф.Тютчева, А.Толстого, Я.Полонского. Стихи выдающихся русских лириков открывают юным читателям разнообразный и неповторимый мир природы, красоту родной земли. Каждый автор вносит свои краски, свои штрихи в огромный портрет родной природы, «в слове явленный». В целом поэзия для детей стала более демократичной по форме и содержанию, в нее начали входить доступные для детского ума и чувства сложные философские, социальные, психологические, эстетические идеи.
Во второй половине Х1Х века сосуществовали и постоянно противостояли друг другу две поэтические школы: «некрасовкая» школа (И.Никитин, Дрожжин, Плещеев, Суриков и др.) и школа «чистой поэзии» (Фет, Майков, А. Толстой, Я. Полонский, в некоторой степени Ф. Тютчев. Обе они создали целый поэтический мир для детей.
«Некрасовская» школа: демократизм идей, гражданственность, социальная проблематика, использование разговорной, просторечной лексики. Тема деревни, крестьянской жизни. Формировали активную жизненную позицию. Прямое обращение к читателю. Поэзия гражданской мысли.
Школа «чистой поэзии»: Развивали романтическую традицию русской поэзии, культ красоты, близкий к античному, созерцательное отношение к миру. Подчеркнутый отказ от изображения «грязи» и злобы дня. Книжная, приподнятая лексика, сложные синтаксические фигуры, изощренная образность. Поэзия сердца, чувства.
А. Фет.
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!
И. Никитин
Душный воздух, дым лучины,
Под ногами сор,
Сор по лавкам, паутины
По углам узор.
Закоптелые полати,
Черствый хлеб, вода,
Кашель пряхи, плач дитяти,
О нужда, нужда!
Мыкать горе, век трудиться,
Нищим умереть.
Вот где нужно бы учиться,
Верить и терпеть.
- Лекция №1 Введение. Понятие о детском фольклоре. План
- Лекция №2 Поэтические законы русских народных сказок и особенности восприятия их детьми План
- Лекция №3 Понятие о литературной сказке План
- 1. Понятие о литературной сказке.
- 2. Волшебные мотивы в литературной сказке
- 3. Краткий обзор западноевропейской литературной сказки: ш. Перро, братья я. И в. Гримм
- 4. Художественное своеобразие сказок г.Х. Андерсена
- Лекция №4 Русская стихотворная литературная сказка План
- Литература
- Лекция №5 Русская прозаическая литературная сказка первой половины х1х века План:
- 1. Сказка Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».
- Лекция №6 Развитие детской литературы во второй половине XIX века. Роль л.Н. Толстого в развитии литературы для детей План
- Детская литература / Под ред. Е. Зубаревой. – м., 1989. – с. 116-135.
- 1. Исторические события:
- 2. Детство в биографии и творчестве л.Н. Толстого (1828-1910). Автобиографические повести «Детство», «Отрочество».
- 3. Л.Н. Толстой как выдающийся педагог и автор книг для детей.
- 4. Характеристика «Азбуки» л.Н. Толстого
- Лекция №7 Пути развития поэзии для детей во второй половине х1х века План
- Литература
- 2. Характеристика детской лирики представителей «чистой поэзии»
- 3. Характеристика поэзии для детей представителей «некрасовской» школы
- 4. Творчество н.А. Некрасова для детей
- Лекции 8-9 Детская литература на рубеже XIX и хх веков План
- 2. Детство - одна из ведущих тем поэзии «серебряного века». Веселая книга для детей Саши Черного.
- "Фейные сказки" к.Д. Бальмонта
- Детство в художественном осмыслении m.И. Цветаeвой
- Тема детства в поэзии Игоря Северянина
- Веселая книга для детей Саши Черного
- 5. А.М. Горький и развитие литературы для детей
- Повесть м. Горького «Детство»
- Лекции 10-11 Развитие литературы для детей и юношества в 20-30-е годы хх века План
- Из автобиографии Аркадия Гайдара:
- Своеобразие развития литературной сказки. Сказка ю. Олеши «Три толстяка» - образец авангардного искусства для детей.
- 5. «Уральские сказы» п. Бажова.
- 6. Сказки-пьесы Евгения Шварца (1896-1958)
- Лекция 12. Развитие детской поэзии в 20-30-е годы хх века План
- Самостоятельно
- Лекция 13. Художественно-познавательная книга для детей План
- Самостоятельно
- Лекция 14. Интерпретация темы «Дети и война» в литературе военных и послевоенных лет План
- Самостоятельно
- Минералова и.Г. Детская литература. – м., 2002. – с. 114-123.
- Лекция 15. Юмористическая детская книга План
- Самостоятельно
- Минералова и.Г. Детская литература. – м., 2002. – с. 159-168.
- Юмористическая детская литература во внеклассном чтении школьников
- Лекция 16. Фантастика в детском чтении План
- Самостоятельно
- Минералова и.Г. Детская литература. – м., 2002. – с.153-159.
- Кир булычёв
- Лекция 17. Современная повесть о семье и школе План
- Самостоятельно
- Лекция 18. Зарубежная литература, вошедшая в детское чтение План
- Самостоятельно
- Творчество Марка Твена в детском чтении