logo
4

Лекции 10-11 Развитие литературы для детей и юношества в 20-30-е годы хх века План

1. Зарождение советской детской литературы. Дискуссии о путях развития литературы для детей в 20-е годы. Борьба за сказку. Детские журналы 20-х годов («Северное сияние», «Воробей», «Чиж», «Еж», «Пионер» и др.).

2. Романтика революционной борьбы в детской прозе 20-30-х годов. Жизнь и творчество А.П. Гайдара, талантливого детского писателя. Спорные вопросы биографии писателя. Художественные принципы изображения подростка в произведениях А.П. Гайдара. «Школа» - «обыкновенная биография в необыкновенное время». Повести «Судьба барабанщика», «Тимур и его команда». Проблема положительного героя. Судьба юного поколения. Воспитательное воздействие произведений А.П. Гайдара.

3. Произведения для детей Б. Житкова. Жизненный и творческий путь. Тема подвига («Морские истории»), природы («Рассказы о животных»), научно-познавательные книги («Что я видел»). Художественное своеобразие.

4. Своеобразие развития литературной сказки. Сказка Ю. Олеши «Три толстяка» - образец авангардного искусства для детей.

5. «Уральские сказы» П. Бажова.

6. Драматургия для детей. Сказки Е. Шварца.

Литература основная

  1. Арзамасцева И., Николаева С. Детская литература. – М., 2000. – С.236-242, 290-292, 296-308, 314-318, 335-339.

  2. Арзамасцева И. О Гайдаре, оставленном позади // Детская литература. – 1997. – №1.

  3. Вслух про себя. Кн. 1-2. – М., 1975-1978.

  4. Детская литература / Под ред. Е. Зубаревой. – М., 1989.

Дополнительная литература

  1. Жизнь и творчество А. Гайдара. – М., 1954.

  2. Ивич А. Воспитание поколений. – М., 1969.

  3. Камов Б. А.П. Гайдар: Грани личности. Принципы творчества. – М., 1979.

  4. Смирнова В. Аркадий Гайдар. Очерк жизни и творчества. – М., 1972.

  5. Черненко Г. Вечный Колумб. – Л., 1982.

20-30-е годы ХХ века в советском искусстве ознаменовались активными поисками новых путей. Вера в успешное строительство коммунизма в разоренной мировой и гражданской войнами стране бала явной утопией, но эта утопия породила талантливую яркую художественную литературу, вобравшую в себя многообразный опыт предшественников. Писатели были воодушевлены тем, что прекрасный новый мир будет построен не по законам политической экономии, а по законам искусства, которое должно воспитать новое поколение.

Утопический авангардизм в тех или иных формах охватывал в 20-е годы многих литераторов, художников, архитекторов, педагогов. Однако в 30-е годы начались гонения на слишком вольных мечтателей от авангарда, и пестрота художественных направлений сменилась единым «социалистическим реализмом». Однако и в рамках этого, контролируемого большевиками единого метода и направления талантливые писатели создавали порой шедевры искусства, нередко переходя на «эзопов язык».

Движение детской литературы в 20-30-е годы в целом повторило линию развития взрослой художественной литературы. Родоначальниками советской детской литературы стали Горький, Чуковский, Маршак. В детские издательства и журналы приходят много талантливых людей, чье творчество предопределило развитие детской литературы вплоть до нашего времени. Среди них и взрослые и исключительно детские писатели: А. Толстой, Неверов, Пришвин, Паустовский, Григорьев, Гайдар, Житков, Пантелеев, Бианки, Ильин, Маяковский, Хармс и многие другие.

Развитие поэзии для детей в рамках двух направлений:

  1. развлекательно-игровое, обращенное к интеллекту и фантазии ребенка: Чуковский, поэты-обэриуты);

  2. нравственно-дидактическое, близкое к публицистике и сатире (Маяковский, Михалков)

Развитие прозы для детей в основном шло в рамках реалистического метода. При этом для ряда писателей было характерно стремление к эпическим обобщениям, советской символике, поэтизации действительности (Гайдар, Олеша, Житков, Паустовский, Пришвин). Другие стремились изобразить конкретные факты, приобщить детей к науке (Ильин, Бианки, Житков).

Художественно-познавательная литература развивалась особенно бурно. Немаловажная заслуга в ее развитии принадлежит Горькому. Вернувшись в 1931 году на родину, он главной целью поставил просвещение народа, в том числе подрастающего поколения. Он организовал несколько научно-познавательных серий, в том числе серию книг ЖЗЛ.

Несмотря на последовавшие гонения на сказку, 20-30-е годы оставили ряд прекрасных произведений этого жанра. Предвзятое внимание к сказке со стороны Н. Крупской заставило искать новые формы сказок. ( А. Толстой, Ю. Олеша, П. Бажов, Писахов, Шергин и др.).

Новый подъем переживает традиционный жанр автобиографической повести.( А. Толстой, Л. Пантелеев, А. Гайдар, Л. Кассиль).

Оживляется детская драматургия (Габбе, Маршак, Шварц, Михалков).

Актуальными для детской литературы в целом были темы революции и Красной Армии, героики борьбы с врагами советской власти, тема интернационального единства, коллективного труда и пр.

Бурно развивалась веселая детская книга.

Появляется много хороших переводов из зарубежной детской литературы. Маршак и Чуковский создали собственные школы перевода и переложения для детей.

Новая детская литература нуждалась в сильной поддержке со стороны государства и получила ее в невиданных доселе масштабах. Было организовано детское издательство Детгиз, выпускавшее качественные, прекрасно иллюстрированные, но в то же время доступные по цене детские книги. В Москве и Ленинграде были созданы дома Детской книги, организовывались книжкины недели, дни детской книги, детские библиотеки и пр. В 20-е годы начали выходить многие детские журналы для разных возрастных групп: «Северное сияние» (первый советский детский журнал), «Мурзилка», «Пионер», «Костер», «Юный натуралист», «Чиж», «Еж» и др.

Но, с другой стороны, детская литература стала заложницей идеологии, что не могло не тормозить ее развития в дальнейшем.

2. Жизнь и творчество А.П. Гайдара (1904-1941), талантливого детского писателя. Спорные вопросы биографии писателя. Художественные принципы изображения подростка в произведениях А.П. Гайдара. «Школа» - «обыкновенная биография в необыкновенное время». Повести «Судьба барабанщика», «Тимур и его команда». Проблема положительного героя. Судьба юного поколения. Воспитательное воздействие произведений А.П. Гайдара.

С.Я. Маршак: «Когда его страна воевала, он был солдатом; в мирные годы писал книги для детей. Такова в нескольких словах биография Гайдара, начавшаяся во время гражданской войны и прерванная его героической и безвременной гибелью на фронте войны Отечественной.

Из всех видов литературы он избрал для себя самый, казалось бы, мирный – детскую литературу. И в этой литературе он нашел для себя особое, отвечающее его характеру место и призвание. Он стал для ребят писателем-вожатым, то есть сумел сочетать в своем лице и талантливого – немножко себе на уме – педагога, и веселого старшего товарища.

…Он был поэтом с головы до ног, и в своем читателе – советском ребенке – больше всего любил смелое и живое поэтическое воображение. Ему было «по пути» с этим другом-читателем, подвижным и деятельным, неистощимым в затеях и всегда готовым к исполнению долга, а если понадобится, то и к подвигу.

…Он был жизнерадостен и прямодушен, как ребенок. Слово у него не расходилось с делом, мысль – с чувством, жизнь – с поэзией. Он был и автором, и героем своих книг.»