logo
4

Лекция №6 Развитие детской литературы во второй половине XIX века. Роль л.Н. Толстого в развитии литературы для детей План

1. Общий обзор литературы и журналистики для детей в 60-80-е годы XIX века. Проблема народности. Влияние революционно-демократического направления в литературе и критике. Противоборство двух тенденций в подходе к произведениям для детей: «демократическое» направление и «охранительная» педагогика.

2. Детство в биографии и творчестве Л.Н. Толстого. Автобиографические повести «Детство», «Отрочество». Глубина психологического портрета, «диалектика души» Николеньки Иртеньева. Художественное своеобразие произведений. Авторский подтекст.

3. Л.Н. Толстой как выдающийся педагог и автор произведений для детей. Педагогическая практика в Ясной Поляне. Творческая лаборатория Толстого-художника, автора книг для детей. Л. Толстой о воспитании активной личности с развитой творческой инициативой (статья «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?»).

4. Книги Толстого для детей - реализация его педагогических воззрений: «Азбука» (1872), «Новая азбука» (1875), «Первые книги для чтения (1875). «Кавказский пленник».

Литература

  1. Арзамасцева И., Николаева С. Детская литература. – М., 2000. – С.139-196.