6. Сказки-пьесы Евгения Шварца (1896-1958)
Евгений Львович Шварц был человеком и художником во многих отношениях единственным в своем роде. Почти все, кто когда-то писал о нем, искали слова, выражающие восхищение, удивление, преклонение перед ним. Будучи жизнелюбивым писателем своего времени, он любил дерзкий человеческий труд, радость отдыха, могучую силу людского общения со всеми его испытаниями и превратностями. Вместе с тем ни о ком другом нельзя сказать с такой уверенностью, как о нем, что он знал цену трудностям жизни, понимал, как нелегка борьба со всяческими человеческими мерзостями. Ему было известно, как упорен и живуч человек-собственник, как изворотлив лжец и как отвратителен злобный и бесшабашный устроитель собственного благополучия.
Пьесы Шварца были написаны в 30-40-е годы – в эти два страшных десятилетия, когда фашизм растаптывал достигнутое в предшествующую эпоху. Сжигались книги, разрастались концентрационные лагеря, разбухали армии. Ложь, подлость, лесть, низкопоклонство, клевета, наушничество, предательство, жестокость становились основными законами жизни. Шварц каждой своей пьесой говорил всему этому: нет.
Он писал и для взрослых, и для детей. Однако во всех случаях, когда он обращался к детям, к нему внимательно прислушивались взрослые. В свою очередь, все, что он писал для взрослых, оказывалось, несмотря на свою глубину, доступным детскому пониманию. Все его большие и малые психологические открытия были рождены его никогда не старевшим интересом к людям.
Евгений Шварц вырос в маленьком южном городе Майкопе. Отец будущего писателя, земский врач, прекрасно пел, играл на скрипке. «Словно сошел со страниц чеховских рассказов», - говорили о нем. Под стать мужу была и жена, в которой все тоже было «прелестно чеховское». И отец, и мать обожали театр, и сами участвовали в любительских спектаклях.
Воспитанию детей уделялось много внимания. Мать читала им вслух. Поначалу, конечно, сказки. «город моей души» - назвал Майкоп писатель. Здесь царила духовная атмосфера, было много интеллигенции, функционировала библиотека, был хороший театр.
В 1913 году Шварц уехал в Москву – учиться. Он поступил на юридический факультет народного университета Шанявского. Но римское право и другие юридические науки мало интересовали юного студента. Гораздо более его привлекали московские театры.
В годы первой мировой войны в 1916 году Шварца призвали в армию. Гражданская война застала его в Екатеринодаре. Евгений вместе со своим двоюродным братом Антоном (впоследствии великолепным чтецом-декламатором) отправились Ростов, где поступили в Ростовскую Театральную мастерскую, которой руководил молодой режиссер-экспериментатор Павел Вейсбрем. Был в биографии Шварца и эпизод службы в белой добровольческой армии, однако по состоянию здоровья он вновь вернулся к театральной деятельности. Друзья не сомневались, что у Шварца есть явный литературный талант и прочили ему поприще писателя.
Сам Шварц считает началом своего творческого пути «Рассказ Старой Балалайки», опубликованный в 1924 году в детском журнале «Воробей». От имени балалайки раешным стихом дается история старого бродячего актера и его внука, о наводнении, затопившем их старых домик, о тех кто пришел к ним на помощь.
Итак, свой путь в литературе Шварц начал как писатель для детей. Его первым редактором и наставником был С.Я. Маршак. С 1925 года начинает выходить обойма небольших книжек Шварца: «Война Петрушки и Степки-растрепки», Лагерь», «Шарики». В конце 20-х годов он начинает писать пьесы: 1929 – «Ундервуд», 1936 – «Клад», «Красная шапочка», «Снежная королева», конец 30-х- - «Голый король», «Тень», «Дракон», «Обыкновенное чудо», «Золушка», «Два клена». Все это пьесы-сказки. В 20-30-е годы – невозможность откровенно высказать свою позицию «Уж лучше сказки писать. Правдоподобием не связан, а правды больше».
Пафос сказок – современность, в образном строе пьес звучит сегодняшний день: «сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь».
Используя «чужие сюжеты» и традиционные сказочные мотивы, конфликты, Шварц их талантливо обрабатывает, слагая собственные сказки.
«Красная шапочка» - современный ребенок, животные, оставаясь верны традиционным сказочным характеристикам, под влиянием людей-друзей усваивают многие законы человечности, законы дружбы. Зло побеждаемо, но с ним нужно долго и трудно бороться (Волк в конце пьесы угрожает: «Запомни, бой еще не кончился! Запомни!». Требуется преодоление страха у зайца: («Мы не пугаемся, а храбро прячемся, мы молодцы!), у Красной шапочки («А сейчас, как вспомню я его, очень хочется мне убежать домой и запереть двери на замок, на крючок, на щеколду и еще стол к двери придвинуть и шкаф тоже… и комод»). В сказочные обстоятельства драматург добавляет современные ассоциации. Например, в «Красной шапочке» Волк точит свои зубы на точильном станке, на перекрестке лесных тропинок поставлен милиционер, чтобы смотреть за порядком» В «Золушке» мачеха надеется на связи. «Человека легче всего съесть, когда он болен или уехал отдыхать» - звучало в унисон с действительностью 30-х годов.
Новые версии сказок от первоначальных отличает пафос, опосредованный современностью. Так, в «Снежной королеве» исчезает андерсеновский мотив разбитого зеркала, зато появляются Советник и Сказочник, чтобы свести на нет элемент случайности и завести разговор о добре и зле. При этом под абсолютным злом разумеется холодная отчужденность сердца, а добром – сердечная теплота и способность сохранить живое человеческое чувство во всех испытаниях. Из «Снежной королевы» Шварца почти полностью исчезло волшебство, зато появилось много чудес, совершаемых обычными людьми – ведь «есть же на свете слова, от которых даже разбойники могут стать добрыми» Герде Андерсена помогают молитва и ангелы, Герде Шварца – ее собственная воля и страстная, деятельная любовь. Драматический конфликт сказочного сюжета меняется от столкновения божественных и демонических сил – к борьбе свободной воли и бескорыстной любви с деспотичностью и бесчеловечностью.
В лучших своих произведениях Шварц не придумывал сюжетов, а пользовался готовыми. Так, «Голый король» написан по мотивом трех сказок Андерсена: «Принцесса на горошине», «Свинопас» и «Новое платье короля». Однако пьесы-сказки Шварца отражали свое время. Они не проходили мимо самых страшных проблем эпохи: неограниченной власти, попрания человеческого достоинства, искажения морали. «Это можно – не обижать вдов и сирот. Жалеть друг друга тоже можно. Не бойтесь! Жалейте друг друга» - говорит рыцарь Ланцелот в сказке «Дракон». В те годы эти слова напоминали о забытых и поруганных истинах. Ведь тогда внушали, что жалость – чувство недостойное . «Всех переколю! Заточу! Стерилизую!» - кричал король в «Голом короле». Во времена Шварца это напоминало о страшном – о фашизме и вообще тоталитарном режиме. Еще одна фраза; «Вам известно то, что написано о нас в книгах, но то, что там о нас не написано, вам не известно». Зрители видели намек на то, что вся современная литература превратилась в рассказывание «сказок».
Важный лейтмотив пьес Шварца – сохранение человечности в человеке при любых обстоятельствах, неистребимость гуманистического содержания личности. Слова об этом звучат в разных сказках писателя: «Что враги сделают нам, пока сердца наши горячи?» («Снежная королева»), «Когда-нибудь спросят: а что ты можешь, так сказать, предъявить? И никакие связи не помогут тебе сделать ножку маленькой, душу – большой, а сердце – справедливым» («Золушка»), «Любите, любите друг друга, да и всех нас заодно, не остывайте, не отступайте – и вы будете так счастливы, что это просто чудо!» («Обыкновенной чудо»).
Сказки Шварца отличает тонкий сплав юмора и лиризма. Юмор как мировосприятие писателя имеет бесчисленное множество оттенков: это и ироническая самооценка умного человека, и особенность душевного такта.
- Лекция №1 Введение. Понятие о детском фольклоре. План
- Лекция №2 Поэтические законы русских народных сказок и особенности восприятия их детьми План
- Лекция №3 Понятие о литературной сказке План
- 1. Понятие о литературной сказке.
- 2. Волшебные мотивы в литературной сказке
- 3. Краткий обзор западноевропейской литературной сказки: ш. Перро, братья я. И в. Гримм
- 4. Художественное своеобразие сказок г.Х. Андерсена
- Лекция №4 Русская стихотворная литературная сказка План
- Литература
- Лекция №5 Русская прозаическая литературная сказка первой половины х1х века План:
- 1. Сказка Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».
- Лекция №6 Развитие детской литературы во второй половине XIX века. Роль л.Н. Толстого в развитии литературы для детей План
- Детская литература / Под ред. Е. Зубаревой. – м., 1989. – с. 116-135.
- 1. Исторические события:
- 2. Детство в биографии и творчестве л.Н. Толстого (1828-1910). Автобиографические повести «Детство», «Отрочество».
- 3. Л.Н. Толстой как выдающийся педагог и автор книг для детей.
- 4. Характеристика «Азбуки» л.Н. Толстого
- Лекция №7 Пути развития поэзии для детей во второй половине х1х века План
- Литература
- 2. Характеристика детской лирики представителей «чистой поэзии»
- 3. Характеристика поэзии для детей представителей «некрасовской» школы
- 4. Творчество н.А. Некрасова для детей
- Лекции 8-9 Детская литература на рубеже XIX и хх веков План
- 2. Детство - одна из ведущих тем поэзии «серебряного века». Веселая книга для детей Саши Черного.
- "Фейные сказки" к.Д. Бальмонта
- Детство в художественном осмыслении m.И. Цветаeвой
- Тема детства в поэзии Игоря Северянина
- Веселая книга для детей Саши Черного
- 5. А.М. Горький и развитие литературы для детей
- Повесть м. Горького «Детство»
- Лекции 10-11 Развитие литературы для детей и юношества в 20-30-е годы хх века План
- Из автобиографии Аркадия Гайдара:
- Своеобразие развития литературной сказки. Сказка ю. Олеши «Три толстяка» - образец авангардного искусства для детей.
- 5. «Уральские сказы» п. Бажова.
- 6. Сказки-пьесы Евгения Шварца (1896-1958)
- Лекция 12. Развитие детской поэзии в 20-30-е годы хх века План
- Самостоятельно
- Лекция 13. Художественно-познавательная книга для детей План
- Самостоятельно
- Лекция 14. Интерпретация темы «Дети и война» в литературе военных и послевоенных лет План
- Самостоятельно
- Минералова и.Г. Детская литература. – м., 2002. – с. 114-123.
- Лекция 15. Юмористическая детская книга План
- Самостоятельно
- Минералова и.Г. Детская литература. – м., 2002. – с. 159-168.
- Юмористическая детская литература во внеклассном чтении школьников
- Лекция 16. Фантастика в детском чтении План
- Самостоятельно
- Минералова и.Г. Детская литература. – м., 2002. – с.153-159.
- Кир булычёв
- Лекция 17. Современная повесть о семье и школе План
- Самостоятельно
- Лекция 18. Зарубежная литература, вошедшая в детское чтение План
- Самостоятельно
- Творчество Марка Твена в детском чтении