logo
4

Лекция 17. Современная повесть о семье и школе План

1. Общая характеристика современного этапа развития детской литературы. Литературно-художественные журналы для детей 70-90-х годов, журнал «Детская литература».

2. Основные тенденции развития повести о семье и школе. Проблематика: отражение таких явлений, как инфантилизм и раннее взросление, проблемы коллектива, неформальных объединений, взаимоотношений детей, родителей и учителей, проблема детского максимализма и жестокости. Психологическая характеристика ребенка. Произведения А. Рыбакова, А. Лиханова, А. Алексина, Ю. Яковлева, Н. Дубова, С. Иванова, В. Крапивина.

3. «Школьная повесть» в творчестве В. Тендрякова: «Ночь после выпуска», «Расплата».

4. В. Железников и его повести «Чудак из 6-Б» и «Чучело». Эволюция образа «чудака» (Боря Збандуто, Лена Бессольцева).

Литература основная

  1. Арзамасцева И., Николаева С. Детская литература. – М., 2000. – С. 387-394, 414-418.

  2. Детская литература / Под ред. Е. Зубаревой. – М., 1989.

  3. Мещерякова М. Русская детская, подростковая и юношеская проза второй половины ХХ века: проблемы поэтики. – М., 1997.

Дополнительная литература

  1. Мотяшов И. Мастерская доброты: Очерки современной детской литературы. – М., 1974.

  2. Полозова Т.Д., Полозова Т.А. «Всем лучшим во мне я обязан книгам...» - М., 1990.