Лекция №1 Введение. Понятие о детском фольклоре. План
1. Предмет и задачи курса «Детская литература». Основные учебные пособия.
Взаимосвязь и различие понятий «Детская литература» и «Детское чтение». Специфика содержания и формы детской литературы. Детская книга: единство текста и иллюстрации.
2. Жанровое и тематическое многообразие фольклора, его воспитательное значение в формировании личности ребенка. Понятие о детском фольклоре.
3. Малые жанры детского фольклора: пестушки, потешки, колыбельные песни, прибаутки, скороговорки, загадки, считалки, дразнилки и пр.
Традиции детского фольклора в творчестве детских поэтов: К. Чуковского, С. Маршака, Д. Хармса, Г. Сапгира и др.
Методические приемы изучения малых жанров детского фольклора в школе.
Литература
-
Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература: Учебник для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. – М., 2000. – С.6-29.
-
Детская литература / Под ред. Е. Зубаревой. – М., 1989. – С. 7-27.
-
Минералова И.Г. Детская литература. – М., 2002. – С. 12-35.
-
Сетин Ф.И. История русской детской литературы. – М., 1990. – С.. 21-32.
-
Чуковский К.И. От двух до пяти (любое издание)
Детская литература – учебный предмет, изучающий историю литературы, которая изначально адресована детям, а также литературы, которая, не будучи предназначенной детям, с течением времени включается в круг детского чтения.
Пример произведения литературы первого рода — «Доктор Айболит» K. Чуковского. Это книга профессионального детского писателя, создавшего еще множество прозаических и стихотворных произведений для малышeй. Ее прямую адресованность детям можно почувствовать буквально из любого фрагмента.
«Каждый дeнь к доктору Айболиту приходили звери лечиться: лисицы, кролики, тюлени, ocлы, веpблюжaта. Y кого болел живот, y кого зубы. Каждому доктор давал лекарство, и все они сейчас же выздоравливали.
Однажды пришел Айболиту бесхвосый кoзленoк, и доктор пришил ему хвост.
A потoм из далекого леса пришла, вся в слезах, мeдведица. Она жалобно стонала и хныкала: из лaпы у нее торчала большая заноза. Доктор вытaщил занозу, промыл рану и смазал еe своей чудодейственной мазью.
Боль y медведицы сию же минуту прошла.
— Чака! — закричала медведица и весело побежала домой — в берлогу, к
своим мeдвежaтам.
Потом к доктору пришел бoльнoй заяц, которого чуть не загрызли собаки. A потом пришел больной баран, котоpый сильно простудился и кашлял.
A потом пришли два цыпленка и привели индюка, который отравился грибами поганками.
Каждому, каждому давал доктор лекарство, и все в тот же миг выздоравливaли, и каждый говорил ему "чака"».
Пример произведения литератуpы второго рода — «Робинзон Крузo» Д. Дефо. Это сложная книга, автор которой — писатель c мировым именем — еще в начале XVIII в. сумел поставить комплекс важнейших, весьма актуальных и для своего времени, и для многих десятилетий спустя, морaльных, философских и религиозных проблем (человек и его духовные силы, человек и общество, человеческие ценности подлинные и мнимые, человек и природа и пр.)
«Делая приготовления к двенадцатому рейсу, я заметил, что поднимается ветep. Тем не менее, дождавшись отлива, я отправился на корабль. Во время прежних своих посeщений я так основательно обшарил нашу каюту, что мне казалось, будто там уж ничего невозможно найти. Но вдруг мне бросился в глаза маленький шкаф c двумя ящиками: в одном я нашел три бритвы, ножницы и около дюжины хороших вилок и ножей; в другом ящике оказались деньги, частью европейской, чаcтью бразильской серебряной и золотой монетой, — всего до тридцати шести фунтов стерлингов.
Я усмехнулся при виде этих денег.
— Негодный мусор, — проговорил я, — на что ты мне теперь? Всю кучу золота я охотно отдал бы за любой из этих гpoшoвых ножей. Мне некуда тебя девать. Так отправляйся же на дно морское. Если 6ы ты лежал на полу, право, не стоило 6ы труда нагибаться, чтобы поднять тебя».
Однако помимо многого иного в данной книге, богатой содержанием, есть и увлeкательный пpиключенчеcкий сюжет c морскими путешествиями, неведомыми землями и даже морскими разбойниками и дикарями-людоедами. Параллельно тому как утрачивали остроту или по-иному начинали ставиться обществом волновавшие писателя вопрoсы o человеке, его внутренней природе и его духовно-творческих возможностях, читатели все более сосредоточивались именно на сюжетной стороне книги. Слово «робинзонада» стало нарицателыным, Появлялись все новые подражания (не менее знаменмтый в пpиключенческoй литературе «Тaинственный остров»
Жтоль Верна), одновременно круг читателей Дефо делался все более юным. И «Таинственный остров» Жюль Верна уже изначально задумывался и писался как преимущественно произведение для юношества. Похожую судьбу имели «Путешествия Гулливера» Д. Свифта, отчасти также «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, «Дoн Кихот» M. Сервантеса и др. (факт постепенного включения детей в круг читателей этих произведений лишний раз иллюстрируют неоднократные позднейшие попытки адаптации последних и даже инфантильного пересказа). Впрочем, эти книги давно вошли в круг детского чтения и в своем оригинальном виде, а не в форме пересказов.
Детская литература как совокупность письменных произведений, адресованных детям, появляется на Руси в 16 веке. Разумеется, ее характер был связан с особенностями общественной психологии того времени. Первыми педагогическими произведениями для детей были учебники и азбуковники. 17 век ознаменовался появлением стихотворных произведений для детей (вирши). Однако все это не означает, что раньше, до написания учебников, русская словесность ничего не создала для детей.
Детская литература входит в жизнь ребенка прежде всего в изустном варианте. Устное народной творчество – не только колыбель детской литературы, находившаяся в глубокой древности, она до сих пор составляет значительную ее устную часть.
Итак, одним из отправных пунктов детской литературы является УНТ как неотъемлемая часть народной культуры, переданная сказителями и певцами.
Другим «отправным пунктом» со времен крещения Руси становятся религиозные богослужебные тексты. Именно с церковным Словом входит в сознание ребенка Книга, священное знание о мире и человеке. Первые печатные книги на Руси – это Азбука и Евангелие: знание человеческое и премудрость Божественная.
Как же соотносятся понятия детство и детская литература? По отношению к детству и фольклор и литература различают несколько подходов:
1. Детство есть таинственный мир, постижение которого представляет собой величайшее наслаждение (таинство рождения. Младенчество, детская речь- «устами младенца глаголет истина», образ райской души, безгрешной в своем неведении и открытой любви и страданию).
2. Детство есть tabula rasa (чистая доска), заполнение которой является условием для будущей достойной взрослой жизни.
3. Детство есть будущность рода, семьи, награда и утешение.
Вместе с тем детская литература не исчерпывается произведениями о детях. В нее входит значительный круг произведений, не имеющих главным героем ребенка.
Итак, детская литература – это мир художественных произведений о том, что такое и кто такой ребенок, что такое его микрокосм и что такое его макрокосм, т.е. все, окружающее его.
4. Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. B ней наши выражение идеалы отечественной культуры: гуманизм и демократизм, патриотизм и гражданственность. Национальные художественные традиции –это уважение к слову, стремление к поучительности без поучения, к познавательности без схоластики, слияние книжной и народной поэзии.
Детская литература должна отвечать всем требованиям, предъявляемым к книге для взрослых, и, кроме того, учитывать детский взгляд на мир как дополнительное художественное требование.
Произведения для детей часто представляются очень простыми, даже примитивными, но эта простота является результатом сложнейшего взаимодействия художественных приемов. Мера правды и вкуса в таком произведении должна быть строго выверенной, чтобы сказанное достигло сердца и ума ребенка и пошло ему на пользу.
Особенности детской литературы определяются образовательно-воспитательными задачами и возрастом читателей. Основная отличительная ее черта – органическое слияние_ искусства c требованиями_ педагогики. Под педагогическими требованиями подразумевается, в частности, учет интересов, Познавательных возможностей и возрастных особенностей детей.
Требование педагогической направленности детской литературы не должно быть понято вульгарно, навязчиво. Необходимо органическое слияние педагогических и эстетических начал. Именно этот принцип отстаивал в свое время В.Г Белинский. Говоря o творческом облике писателя, пишущего для детей, Белинский писал: «Чтобы говорить образами c детьми, надо знать детей, надо самому быть взрослым ребенком не в пошлом значении этого слова, но родиться с характером младенчески простодушным... Это своего рода призвание. Тут требуется не только талант, но и своего рода гений».
B круг детского чтения входят: 1) произведения, прямо адресованные детям (Маршак, Гайдар, Кассиль, Носов); 2) произведения, написанные для взрослых читателей, на нашедшие свой отклик y детей (Пушкин, Ершов); 3) произведения, сочиненные самими детьми – детское литературное творчество.
Далеко не все писатели, пытавшиеся создать свои произведения для детей, достигали заметного успеха. Объяснение кроется не в уровне писательского дарования, a в его особом качестве (Блок – Есенин)
Видимо, секрет перехода взрослых произведений к детям кроется в каком-то удачном соотношении прямо выраженного смысла и подтекста. Причем подтекст не всегда и не во всем может быть понятен, но он предчувствуется развивающимся детским сознанием.
Со времен Белинского не прекращается дискуссия o специфике детской литературы.
Большинство считает, что она имеет свои отличительные черты. Специфика детской литературы вырадается не столько в выборе специальных «детских» тем, да еще поданных изолированно от реальной жизни, сколько в художественных особенностях композиции и языка произведений.
Сюжет детских книг обычно имеет четкий стержень, не дает резких отступлений. Для него характерны, как правило, быстрая смена событий и занимательностью (A. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля » — парусная регата).
Раскрытие характеров персонажей должно осуществляться предметно и зримо через их дела и поступки, так как ребенка больше всего привлекают действия героев.
Художественные критерии детской литературы:
1. K. И. Чуковский « заповеди детским поэтам» - правила, по кoтoрым создаются детские стихи: 1) образность в сочетании c действенностью, быстрая смена событий.
2. Язык детских книг должен быть особенно бoгат (память на слова, грамматические конструкции). B то же время доступен. Легко запоминается.
3. Правда художественная -убедительность вымысла при моральной чистоте и цeльности замысла (наивный реализм).
4. Художественный образ - полнокровный.
5. Максимальная конкретность.
6. Динамичный сюжет и юмор. по мере «взросления» возрастает психологизм в изображении героев, появляются размышления описания.
7. Автор - художник-иллюстратор (Конашевич, Чарушин, Васнецов, Маврина, Рачев, Токмаков, Коневский, Чижиков и многие другие).
Понятие o детском фольклоре, жанровое и тематическое его многообразие, воспитательное значение.
‹И если в зрелых летах мы любим останавливать свой взгляд на детских играх и забавах и если при этом невольно пробуждаются в нас те чистейшие побуждения, какие давно были подавлены под бременем вседневных забот, то не с той ли теплою любовью и не с теми ли освежающими душу чувствами может образованный человек останавливать свое внимание на этой поэтической чистоте и детском простодушии народных произведений». A. Н. Афанасьев.
Слово фольклор: (folk– народ, lore – мудрость.)
Многие жанры народного творчества вполне доступны пониманию маленьких детей. Благодаря УНТ ребенок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелести родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности невозможно.
Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора (Мельников "Русский детский фольклор").
К основным жанрам детского фольклора можно отнести следующие:
-
Поэзия пестования: колыбельные песни, пестушки, потешки.
-
Потешный фольклор: прибаутки, перевертыши, считалки, скороговорки, дразнилки, загадки.
-
Обрядовые и календарные жанры: коляды, заклички, обращения к силам природы и животным, детские заговоры.
Поэзия пестования
В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия». Сюда относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, созданные для самых маленьких.
Колыбельные песни – фольклорный жанр всех времен и народов, вечный и. прекрасный жанр, адресованный самым маленьким представителям человеческого племени. B старину колыбельные имели ритуальное, магическое значение: ими отгоняли злых духов, призывали добрые силы. Часто в колыбельных совмещались заклинания от хвори и порчи с молитвой, поручающей ребенка божественным силам. В более поздних образцах колыбельных представлены картины природы, семейного быта, жанровые зарисовки. Колыбельные преследуют и чисто практическую цель - успокоить ребенка, усыпить его. Отсюда особенность поэтики — монотонное повторение одних и тех же слогов: гули-гули, баю-баю, люли-люли и т.д.
Котя, Котинька, Коток,
Котя — серенький хвосток,
Приди, котя, ночевать,
Мою деточку качать.
Через бабушкин дворок
Летел ясный соколок,
Потерял он сапожок, Кричит — бабушка, выручай,
Сапожок мне подавай,
Мне :некогда выручать,
Надо Ванечку качать в колыбелечке.
Пестушки и потешки. Сопровождают различные манипуляции с ребенком: одевание, умывание, первые шаги и т.д. Водичка, водичка, умой мое личико...
C гуся вода, c Ванюши худоба...
Сорока-белобока...
ладушки,
Поехали, поехали в лес за орехами_
Потешный детский фольклор.
И детям, и взрослым хорошо известны потешки, небылицы, считалки, дразнилки, скороговорки, смешилки и прочая стихотворная шумиха, которую в житейском обиходе принято считать пустой забавой. На самом же деле без этих веселых и смешных стишков, без словесной игры, которая в них содержится, ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, никогда не станет его достойным хозяином, способным выразить любые мысли, чувства, переживания, понять смысл речи обращенной к нему. Потешный фольклор – источник юмора, формирующий это так необходимое для взрослой жизни чувство у маленьких детей. Кроме того, потешный фольклор зачастую лежит в основе многих литературных произведений, прежде всего детской поэзии. В нем истоки и столь популярной в ХХ веке поэзии абсурда.
Прибаутка — небольшое смешное произведение, высказывание или прocтo отдельное выражение, чаще всего рифмованное. Может существовать и вне игры ( в отличие от потешки). Прибаутка всегда динамична, наполнена энергичными поступками персонажей. В основе прибаутки — всегда действие, движение. Прибаутка поднимает ребенка нa новый уровень мышления, ее недоговоренность вызывает y читателя и слушателя желание домыслить, пофантазировать, то есть пробуждает мысль и воображение.
Часто прибаутка строится в виде вопросов и ответов, диалога. это позволяет легче воспринимать переключение действия с одной сценки на другую, следить за быстрыми изменениями в отношениях персонажей.
Стучит, бренчит по улице,
Фома едет на курице,
Тимошка – на кошке,
По кривой дорожке.
Куда, Фома, едешь?
Куда погоняешь?
-
Еду сено косить.
-
- На что тебе сено?
-
Коровок кормить.
-
- Ha что тебе коровы??
-
Молоко доить.
-
A зачем молоко?
-
Ребяток кормить.
Как по речке no реке/Катя, Катя, Катюха.../Как Ha тоненький ледок...
Английские народные песенки
В одном краю такой был случай: гуляя как-то раз,
Набрел мудрец на куст колючий и выцарапал глаз.
Но был на редкость он умен
И, не сказав ни слова,
забрел в другой кустарник он
и глаз вцарапал снова.
Даю вам честное слово… Где ты была сегодня, киска?
Итак, прибаутки — красочные словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребенка: все тo, что окружает его в доме, во дворе, нa улице. прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни, научиться смешное передавать в слове. Юмор нелепых положений, вопросов, предложений, предпроложений — стихия этих стишков и песенок. При этом прибаутка сохраняет серьезную интонацию, предоставляя возможность слушателю самому разобраться, смешно ему или нет..
Такую же воображаемую игру в необычность ситуаций, вопросов, интонаций предлагают ребенку детские поэты в шуточных стихотворениях. B прозаических, будничных, привычных, казалось бы, явлениях и предметах поэты способны увидеть необычное, и удивительное. Они приглашают ребенка порадоваться и удивиться вместе c ними, если, конечно, ребенок разгадает тайну стиха, словесные и смысловыепроделки автора.
Д. Хармс. «Удивительная кошка» — интеллектуальная игра в нелепость предложения и его неожиданные последствия. Лекарство - воздушные шарики. О. Григорьев:
Дачник взял кошелек и корзину,
В лес он пошел покупать малину.
Вернулся домой - Не принес ничего!
Ягоды есть — продавцов никого.
Перевертыши - «лепые нелепицы» , «стишки вверх дном» англ. «топси‑
тарви-раймс». Группа народных стихов, содержанием котopых является заведомая чепуха, нелепoсть. Перевертыш —это слово придумал K. Чуковский, дaл определение этому жанру: игра ума по обратной координации, когда предмету, A приписываются свойства предмета Б, a предмету Б приписываются свойства предмета A. B оснoве перевертыша лежит прием перверсии
перестановки субъекта и объекта.
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота. Выскочила палка c бабою в руке
-
давай дубасить коня на мужике.
Лошадь ела сало,
А мужик овес.
Лошадь села в сани,
a мужик повез.
Kрыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняла
мужика шестом.
-
детский фольклор небылицы-пеpевеpтыши перешли из скоморошьего, ярмарочного фольклора, в котором излюбленным приемом был оксюморон —стилистический прием, состоящий в соединении логически неcoединимыx, противоположных по смыслу понятии, слов, фраз, в результате которого возникает новое смыcловoe качество.
Я не тятькин сын, я не мамкин сын.
-
на елке pос, меня ветер снес.
-
упал на пенек, стал хороший паренек.
Англ.
В саду на груше я сидел,
Я свеклы накопать хотел.
Но в этот миг меня позвал
Тот самый дед, чей лук я рвал.
-Ах ты воришка! Что за грех!
Опять зaлез ты на орех!
Из-за тебя я до сих пор
Не видел спелых помидор!.
При чтении перeвертышей ребенку доставляет удовольствие осознавать, что он не глупец: он-то знает, как все бывает на самом деле, и никогда не допустит, чтoбы ему заморочили голову и обманули на чепухе. Самоутверждение необходимо ребенку в его ежедневной сложной работе познания мира. Детская игра в перевертыши -это проверочное испытание на прочность знаний o мире. Нелепость, чепуха, перевертыши — прекрасное средство для воспитания в ребенке чувства юмора, здоровая пища для детской души, удовлетворяющая потребность ребенка в веселье, смехе, радости.
Bиртyозами перевертышей являются детские поэты. Нет такой области знания, включая лексику, фонетику, грамматику, синтаксис, где 6ы не нашли возможности баловаться и озорничать сочинители детских стихов.
Олег Григорьев.
Повар готовил обед,
A тут отключили свет.
Повар леща берет
И опускает в компот. Бросает в котел поленья,
В печку кладет варенье,
Мешает суп кочережкой,
Угли бьет поварешкой.
Caxap сыплет в бульон,
И очень доволен он.
То-то был винегрет,
Когда починили свет!
Э. Успенский
Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю. Что любое предложенье прямо сразу повторю
«Ехал Ваня нa коне, Вел собачку нa ремне,
A старушка в это время
Мыла кактус на окне».
Ехал Ваня нa коне,
Вел собачку нa ремне, Ну, a кактус в это время
Мыл старушку на окне» «Ехал кактус нa окне,
Вел старушку на ремне,
A собачка в это время
Мыла Ваню на коне...
Знаю я, что говорю,
Говорил, что повторю,
Вот и вышло без ошибок
A чего хвалиться зрю,
Стихотворения К. Чуковского «Путаница», C. Маршака „Вот какой рассеянный», Д. Xармca «Иван Топорыжскин», Г. Сапгира «Небьлицы в лицах», «Крокодил и петух», Б. Заходера «Где поставить занятую» и многие другие. Сочиняя перевертыши, авторы заботятся o том, чтобы мысль ребенка не вязла в шаблоне, нe довольствовалась заученным и усвоенным, не была прямолинейной и скучной.
Скороговорки. Скороговорка – веселая безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых слов и фраз. Основная цель обращения к скороговорке – выработка правильной дикции y ребенка. Между тем эта достаточно скучная цель претворяется веселой игре. «Ha дворе трава, нa траве дрова» дрова», «шла Саша по шоссе и сосала сушку», «Карл y Клары украл кораллы» и мн. . другие. Одно из отличительных качеств многих скороговорок — юмор, они смешны своей нелепостью, их не только трудно, интересно и полезно, но и забавно произносить. « На горке, на пригорке стояли 22 Егорки, Раз — Еrорка, два — Егорка и т.д.» Не здесь ли один из истоков искусства абсурда?!
Считалки — исстари придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, a не авторитет взрослого распоряжается распределением ролей. Самый распространенный вид считалки предназначен непосредственно для расчета играющих. Требования считалки разнообразны и редко повторяются. Например, в считалке «На золотом крыльце сидели…» нужно правильно ответить на вoпрoc: «Кто ты такой?». K тому же типу относятся считалки c требованием назвать количество предметов;
« Подогрела чайка чайник, пригласила восемь чаек, приходите все нa чай, сколько чаек, отвечай!
«Ехал Ваня из Казани,
полтораста рублей сани,
пятьдесят рублей дуга,
Мальчик девочке слуга.
Ты, слуга, подай карету,
A я сяду и поеду,
Ты, слуга, подай метлу,
A я в карете подмету.
Ты, слуга, подай лимон
И выкатывайся вон»
Дразнилки — отражают негативные моменты в восприятии
детьми окружающей действительности. Дразнилка предназначена для того, чтобы поставить на место обидчика, высказать свое отношение к неприятным отклонениям в поведении, привычках, внешнем виде. B дразнилке сливаются две волны чувств: смех, веселье, дураченье посторонних, тех, кто кричит дразнилку, и обида, стыд, негодование того, кого дразнят. Чем абсурднее обвинения, тем невыносимее провинившемуся, тем радостнее тому, кто чинит словесный суд. Дразнилка склонна к преувеличению, преуменьшению, назойливому повторению, к чепухе, нелепости, перевертышу («ябеда — корябеда, соленая капуста, съела крысу без хвоста, и сказала — вкусно», жадина-говядина, соленый огурец, на полу валяется, никто его не ест», «Обманули простака нa четыре кулака», Рева-корова, дай молока, сколько стоит, три пятака».
Знание детьми народных дразнилок, умение ими пользоваться - не только профилактика собственного душевного здоровья, способность выразить отрицательные эмоции, но и хорошая подготовка к восприятию сатирической поэзии.
Загадки — важный жанр детского фольклора, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Для загадки нет мелочей, нет ничего неинтересного и недостойного. Небесные светила и явления природы, предметы домашнего обихода, разные формы и орудия труда и многое другое составляют основное содержание загадок. Загадка не описывает предмет, не сравнивает его c похожими, a замещает иным, предлагает вместо одного – другое. (Метафора). Например, в загадке про муравьев: пришли мужички без топоров, срубили избу без углов.
Конечно, детям отгадать загадку очень трудно, a порой и невозможно. Да этого и не требуется. Помучив ребенка загадкой, взрослый подскажет отгадку. Важно сообразить, что же общего y загадки с отгадкой. поэтому эта пара – загадка-отгадка – всегда вместе, «Белы хоромы, красны подпоры».(гусь)
Образность, неожиданность сопоставления, нестандартность мышления – этому учат ребенка загадки. Знание загадок – не только развивает память, но воспитывает поэтическое чувство, подготавливает ребенка к восприятию классической литературы.
Итак, мы затронули лишь некоторые жанры детского фольклора. нельзя считать, что фольклор – это категория глубокой древности. Он продолжает развиваться, пока существуют творческие люди, в том числе и детский фольклор. Появляются новые и развиваются старые жанры детского фольклора: страшилки, анекдоты и многое другое.
Литературовед В. Калугин писал: «Фольклор – это сокровища не только народной поэзии, прозы, музыки, но и педагогической мысли. Фольклор – это художественная педагогика, воспитание словом, музыкой, движением, ритмом. Уже колыбельные песни, пестушки, потешки настраивают ребенка на определенный музыкально-поэтический лад. «Ладушки», «Сорока-белобока» — это к тому же наилучший способ координации движений (народная аэробика), a скороговорки – развития речи, устранения ее дефектов (народная логопедия). Не меньшее значение в фольклорном воспитании имеют загадки, развивающие сообразительность, смекалку, образное мышление_ через уподобление, метафорическое описание предмета, загадки, как и считалки, детские игры – это еще и способ обучения счету, своеобразная «живая арифметика». Добавим к этому пословицы и поговорки:, которые с детских лет учили, наставляли, прио6щали к неписаным законам народной жизни».
Постигая законы жизни c помощью разнообразных фольклорных жанров, ребенок узнает o мире не только серьезную, но и веселую правду, учится думать, радоваться и шутить. Народная педагогика – это наставление, но не занудство. Таким же – одновременно и серьезным, и веселым, но ни в коем случае не скучным было и царство сказок.
- Лекция №1 Введение. Понятие о детском фольклоре. План
- Лекция №2 Поэтические законы русских народных сказок и особенности восприятия их детьми План
- Лекция №3 Понятие о литературной сказке План
- 1. Понятие о литературной сказке.
- 2. Волшебные мотивы в литературной сказке
- 3. Краткий обзор западноевропейской литературной сказки: ш. Перро, братья я. И в. Гримм
- 4. Художественное своеобразие сказок г.Х. Андерсена
- Лекция №4 Русская стихотворная литературная сказка План
- Литература
- Лекция №5 Русская прозаическая литературная сказка первой половины х1х века План:
- 1. Сказка Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».
- Лекция №6 Развитие детской литературы во второй половине XIX века. Роль л.Н. Толстого в развитии литературы для детей План
- Детская литература / Под ред. Е. Зубаревой. – м., 1989. – с. 116-135.
- 1. Исторические события:
- 2. Детство в биографии и творчестве л.Н. Толстого (1828-1910). Автобиографические повести «Детство», «Отрочество».
- 3. Л.Н. Толстой как выдающийся педагог и автор книг для детей.
- 4. Характеристика «Азбуки» л.Н. Толстого
- Лекция №7 Пути развития поэзии для детей во второй половине х1х века План
- Литература
- 2. Характеристика детской лирики представителей «чистой поэзии»
- 3. Характеристика поэзии для детей представителей «некрасовской» школы
- 4. Творчество н.А. Некрасова для детей
- Лекции 8-9 Детская литература на рубеже XIX и хх веков План
- 2. Детство - одна из ведущих тем поэзии «серебряного века». Веселая книга для детей Саши Черного.
- "Фейные сказки" к.Д. Бальмонта
- Детство в художественном осмыслении m.И. Цветаeвой
- Тема детства в поэзии Игоря Северянина
- Веселая книга для детей Саши Черного
- 5. А.М. Горький и развитие литературы для детей
- Повесть м. Горького «Детство»
- Лекции 10-11 Развитие литературы для детей и юношества в 20-30-е годы хх века План
- Из автобиографии Аркадия Гайдара:
- Своеобразие развития литературной сказки. Сказка ю. Олеши «Три толстяка» - образец авангардного искусства для детей.
- 5. «Уральские сказы» п. Бажова.
- 6. Сказки-пьесы Евгения Шварца (1896-1958)
- Лекция 12. Развитие детской поэзии в 20-30-е годы хх века План
- Самостоятельно
- Лекция 13. Художественно-познавательная книга для детей План
- Самостоятельно
- Лекция 14. Интерпретация темы «Дети и война» в литературе военных и послевоенных лет План
- Самостоятельно
- Минералова и.Г. Детская литература. – м., 2002. – с. 114-123.
- Лекция 15. Юмористическая детская книга План
- Самостоятельно
- Минералова и.Г. Детская литература. – м., 2002. – с. 159-168.
- Юмористическая детская литература во внеклассном чтении школьников
- Лекция 16. Фантастика в детском чтении План
- Самостоятельно
- Минералова и.Г. Детская литература. – м., 2002. – с.153-159.
- Кир булычёв
- Лекция 17. Современная повесть о семье и школе План
- Самостоятельно
- Лекция 18. Зарубежная литература, вошедшая в детское чтение План
- Самостоятельно
- Творчество Марка Твена в детском чтении