4. Художественное своеобразие сказок г.Х. Андерсена
Решительный шаг навстречу собственно литературной сказке сделал можно сказать основоположник этого жанра Ханс Кристиан Андерсен, писатель, утверждавший, что сказка – «блестящее, лучшее в мире золото, что блестит огоньком в детских глазах, звенит смехом из детских уст и уст родителей, писатель с волшебным зрением, под взглядом которого самые прозаические вещи превращаются в сказку: оловянный солдатик, осколок бутылки, обломок штопальной иглы и многое, многое другое. Он рассказал детям о том, как гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя, а молодая девушка стала принцессой на горошине, о том, как король вышел на прогулку без платья, а маленький мальчик громогласно заявил: «А король-то голый!»; о том, как Снежная Королева пыталась превратить в кусок льда сердце маленького Кая; и о том, почему серенький житель лесов – соловей поет во сто крат пленительнее драгоценной искусственной птицы.
Сказки датского писателя переполняет целая гамма человеческих чувств и настроений: доброты, милосердия, восхищения, жалости, иронии, сострадания. И самое главное – любви. Старая лапландка говорит северному оленю в ответ на его просьбу дать силы девочке Герды дойти до царства Снежной Королевы и спасти брата: «Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать. Неужели ты сам не видишь, как велика ее сила? Подумай, ведь ей служат и люди, и животные! Она босиком обошла полсвета! И эта сила скрыта в ее сердце!» Такова сила любви в сказках Андерсена.
Почти никогда в сказках Андерсена дело не сводится к воплощению единственного чувства. Его сказочные произведения окрашены в тона жизни, где радость, печаль, лирическая грусть, смех разных оттенков, от веселого до саркастического, разочарование, надежда сменяют друг друга, соседствуют, передавая горько-сладкий вкус подлинной жизни.
В каждой сказке Андерсена сливаются две действительности. Одна – подлинная жизнь цветка, мухи, дерева, чашки или кофейника; другая – не менее подлинная – судьба человека, история человеческой жизни: детства, юности, зрелости, старости, смерти. (сказка «Чайник», «Лен»). Сочетание сказочного, волшебного и реального, обыденного желает произведения Андерсена двуплановыми, одинаково интересными и детям, и взрослым. Дети воспринимают внешнюю, конкретную форму сказочного события, поддаются очарованию вымысла, их завораживает победа добра над злом, быстрая смена событий: взрослые понимают стоящие за сказочной схемой сложные человеческие отношения, находят в этих сказках глубокую философию, примеры подлинной жизни.
Андерсен ввел в свои произведения героя нового типа. Его персонажами являются не только ожившие игрушки, очеловеченные животные, растения, но и самые обычные предметы обихода: штопальная игла, воротничок, бутылочные осколок, уличный фонарь. Очень часто действие разворачивается не в условном сказочном пространстве, а среди вполне узнаваемых пейзажей и интерьеров небольших датских городков и деревень.
Особое обаяние сказкам Андерсена придает вера в изначальную красоту и гармонию жизни, в победу добра над злом. Мысль о том, что чудесна сама жизнь человека – от детства до старости: чудесны все времена года, чудо живет в ромашке, соловье, в кусте бузины, - это основной пафос произведений Андерсена.
Хороший конец историй отнюдь не обязателен, однако непременно торжество светлого начала. Любовь, правда, самоотверженность могут погибнуть под напором равнодушия, агрессивности, эгоизма, но продолжают светить миру и людям.
Как правило, толчком к развитию конфликта в сказках служит упоминание о какой-либо особой мете героя, выделяющей его среди других и предопределяющей его нелегкую судьбу. Герои проходят испытания взрослой жизнью и взрослыми чувствами. Антагонистами героев являются обыватели всех мастей. Очень часто в судьбах героев угадывается судьба самого Андерсена, сказки автобиографичны.
Рассказчик не спешит проявлять эмоции, не торопится с оценками, но за внешне спокойным повествованием ощущается неколебимая твердость нравственных принципов, от которых его ничто не может заставить отказаться.
Сказочник выработал особую манеру повествования – непосредственно-наивную, мягко-ироничную. Его рассказчик умеет любоваться всем тем, что нравится детям, оставаясь при этом взрослым. Автор не берет на себя миссию морализатора, хотя сказки его в высшей степени поучительны.
Удивительна музыка андерсеновских сказок. Каждая фраза не только емкая по смыслу, но и поется, как песня. Простота и музыкальность сказок Андерсена очаровывают и завораживают.
Андерсен: «Сказочная поэзия – обширнейшее царство, которое простирается от сочащихся кровью могил древности до наивного детского альбома. Она охватывает и народное творчество. И литературные произведения, она является представителем поэзии всех видов, а мастер, овладевший этим жанром, должен вложить в него трагическое, комическое, наивное, ироническое и юмористическое».
- Лекция №1 Введение. Понятие о детском фольклоре. План
- Лекция №2 Поэтические законы русских народных сказок и особенности восприятия их детьми План
- Лекция №3 Понятие о литературной сказке План
- 1. Понятие о литературной сказке.
- 2. Волшебные мотивы в литературной сказке
- 3. Краткий обзор западноевропейской литературной сказки: ш. Перро, братья я. И в. Гримм
- 4. Художественное своеобразие сказок г.Х. Андерсена
- Лекция №4 Русская стихотворная литературная сказка План
- Литература
- Лекция №5 Русская прозаическая литературная сказка первой половины х1х века План:
- 1. Сказка Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».
- Лекция №6 Развитие детской литературы во второй половине XIX века. Роль л.Н. Толстого в развитии литературы для детей План
- Детская литература / Под ред. Е. Зубаревой. – м., 1989. – с. 116-135.
- 1. Исторические события:
- 2. Детство в биографии и творчестве л.Н. Толстого (1828-1910). Автобиографические повести «Детство», «Отрочество».
- 3. Л.Н. Толстой как выдающийся педагог и автор книг для детей.
- 4. Характеристика «Азбуки» л.Н. Толстого
- Лекция №7 Пути развития поэзии для детей во второй половине х1х века План
- Литература
- 2. Характеристика детской лирики представителей «чистой поэзии»
- 3. Характеристика поэзии для детей представителей «некрасовской» школы
- 4. Творчество н.А. Некрасова для детей
- Лекции 8-9 Детская литература на рубеже XIX и хх веков План
- 2. Детство - одна из ведущих тем поэзии «серебряного века». Веселая книга для детей Саши Черного.
- "Фейные сказки" к.Д. Бальмонта
- Детство в художественном осмыслении m.И. Цветаeвой
- Тема детства в поэзии Игоря Северянина
- Веселая книга для детей Саши Черного
- 5. А.М. Горький и развитие литературы для детей
- Повесть м. Горького «Детство»
- Лекции 10-11 Развитие литературы для детей и юношества в 20-30-е годы хх века План
- Из автобиографии Аркадия Гайдара:
- Своеобразие развития литературной сказки. Сказка ю. Олеши «Три толстяка» - образец авангардного искусства для детей.
- 5. «Уральские сказы» п. Бажова.
- 6. Сказки-пьесы Евгения Шварца (1896-1958)
- Лекция 12. Развитие детской поэзии в 20-30-е годы хх века План
- Самостоятельно
- Лекция 13. Художественно-познавательная книга для детей План
- Самостоятельно
- Лекция 14. Интерпретация темы «Дети и война» в литературе военных и послевоенных лет План
- Самостоятельно
- Минералова и.Г. Детская литература. – м., 2002. – с. 114-123.
- Лекция 15. Юмористическая детская книга План
- Самостоятельно
- Минералова и.Г. Детская литература. – м., 2002. – с. 159-168.
- Юмористическая детская литература во внеклассном чтении школьников
- Лекция 16. Фантастика в детском чтении План
- Самостоятельно
- Минералова и.Г. Детская литература. – м., 2002. – с.153-159.
- Кир булычёв
- Лекция 17. Современная повесть о семье и школе План
- Самостоятельно
- Лекция 18. Зарубежная литература, вошедшая в детское чтение План
- Самостоятельно
- Творчество Марка Твена в детском чтении