logo
4

1. Исторические события:

Крымская война 1853-1856 гг.

Реформы 1860-х годов.

Революционные события 1905 гг.

2. Отношение к детской литературе

Творчество для детей стало восприниматься большинством писателей как почетное и ответственное дело. Утверждалось отношение к детству как к суверенному миру с собственными духовными и этическими началами, своим бытовым укладом.

Открывается множество школ для крестьянских детей (Толстой, Тютчев и др.), появляется новый читатель – крестьянский ребенок. Какими книгами он должен быть обеспечен?

3. Противоборство двух тенденций: В детской литературе 60-х годов мы не найдем ни одной книги, которая так или иначе не касалась бы общественных проблем. Но трактовка их была разной. В этом отношении противоборствовали две тенденции:

А) сближение с современной «взрослой» литературой – изображение мира реальных противоречий (опасность духовной спячки) – произведения демократической литературы. .Маленькому читателю – книги современного звучания. Проблема народности: необходимо, чтобы произведение служило связующим звеном между читателем и народом, отвечало интересам всех честных и думающих читателей.(Чернышевский, Добролюбов, Некрасов).

Б) «Охранительная» педагогика – защита детского мира от жестокой реальности: в произведениях на современные темы не должно быть полной картины жизни, неразрешимых противоречий, безнаказанного зла. (Ростовская «Сельцо Лебяжье» - дворянские дети наблюдают в деревне идиллию крепостного строя)

4. Новые жанры: Прочные позиции занимает жанр рассказа: социально-бытовой, героико-приключенческий, исторический, традиционные моралистический и художественно-познавательный, святочный. Отдельбным направлением можно назвать рассказы о детях-сиротах, бедняках, маленьких тружениках (Мамин-Сибиряк, Куприн, Серафимович, Короленко, Горький, Андреев).

5. Привлекают внимание писателей и психологические проблемы детей, живущих во вполне благополучных семьях. Анализ возрастной психологии, воспитательного влияния окружающей обстановки отразился в произведениях Чехова, Толстого, Достоевского, Короленко, Куприна. Отдельно стоит сказать о популярности жанра автобиографической повести: Толстой, Аксаков.

6.Во второй половине Х1Х века нет ни одного известного писателя, который так или иначе не вложил своего труда в детскую литературу. Систематические работают в этой области Некрасов, Толстой, Аксаков. С.Т. Аксаков пишет для детей свою сказку «Аленький цветочек», своей внучке он посвящает автобиографическую книгу «Детские годы Багрова-внука». Гончаров переделывает для детского журнала «Подснежник» свою книгу «Фрегат «Паллада». Отрывок из романа «Обломов» «Сон Обломова» опубликован ранее всего романа в детском издании. Григорович печатает для детей свои рассказы «Гриша», «Гуттаперчевый мальчик», «Антон-горемыка». Рассказ «Бежин луг» из «Записок охотника» И.С. Тургеневыа быстро вошел во все распространенные сборники для детей. Но, наверное, никто из писателей второй половины Х1Х века не внес столь весомого вклада в детскую литературу, как Лев Николаевич Толстой.