logo
4

Лекции 8-9 Детская литература на рубеже XIX и хх веков План

1. Многообразие направлений в развитии детской литературы в конце XIX- начале ХХ веков. Детские журналы («Задушевное слово», «Игрушечка», «Светлячок», «Тропинка» и др.). Массовая детская литература, феномен Лидии Чарской.

2. Детство - одна из ведущих тем поэзии «серебряного века». Художественное своеобразие стихотворений К. Бальмонта, И. Бунина, А. Блока, С. Есенина для детей. Веселая книга для детей Саши Черного.

3. Тема трудного детства в творчестве писателей-реалистов: А.П. Чехов «Ванька», «Спать хочется», «Беглец», Д. Мамин-Сибиряк «В глуши», «Вертел», Л. Андреев «Петька на даче», «Ангелочек». А. Куприн «Белый пудель», К. Станюкович «Максимка» и др.)

4. В.Г. Короленко «Дети подземелья», «Парадокс». Драматизм сюжета, своеобразие психологических портретов детей, гуманистический пафос. Идейно-художественный характер и воспитательное значение повести «Слепой музыкант».

5. А.М. Горький и развитие литературы для детей

А) Проблемы детской литературы в статьях 20-30-х годов: «Литературу - детям», «О темах», «О сказках» и др.

Б) Сказки А.М. Горького: «Воробьишко», «Случай с Евсейкой», «Самовар» и др., их воспитательное значение. Образы детей в ранних рассказах: «Дед Архип и Ленька», «Страсти-мордасти», «Вор».

В) Жанровое своеобразие «Сказок об Италии» А.М. Горького: «Дети Пармы», «Симплонский туннель», «Пепе».

Г) Развитие жанра автобиографической повести в книге «Детство». «Свинцовые мерзости жизни» и утверждение «яркого, здорового и творческого» в русской жизни. Сравнительная характеристика деда и бабушки. Становление характера Алеши Пешкова. Методические рекомендации к изучению повести «Детство» в школе.

Литература основная

  1. Арзамасцева И., Николаева С. Детская литература. – М., 2000. – С. 196-236.

  2. Детская литература / Под ред. Е. Зубаревой. – М., 1989.

  3. Горький А.М. О детской литературе, детском и юношеском чтении. – М., 1989.

Дополнительная литература

  1. Бялик Б. Судьба Максима Горького. – М., 1973.

  2. Никольский В. Из уроков в 5 классе по рассказу В. Короленко «Дети подземелья». // Короленко В.Г. Рассказы и повести. – М., 1997. – С. 602-607.

  3. Смелкова З. Размышления над повестью В. Г. Короленко «Слепой музыкант» на уроках внеклассного чтения // Короленко В.Г. Рассказы и повести. – М., 1997. – С. 607-618.

  4. Чуковский К.И. Лидия Чарская // Чуковский К.И. Сочинения: В 2-х т. – М., 1990. – Т. 1.

1. Многообразие направлений в развитии детской литературы в конце XIX- начале ХХ веков. Детские журналы («Задушевное слово», «Игрушечка», «Светлячок», «Тропинка» и др.). Массовая детская литература, феномен Лидии Чарской.

Эпоху между 1892 и 1917 гг. принято называть «серебряным веком». Это сложный и насыщенный период в истории отечественной литературы. Множество значительных имен представляли разнообразные течения: реализм, символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и пр. Всех их объединяло предчувствие глобальных перемен в масштабах России и всего мира.

Начало ХХ века воспринималось как начало новой эры – Детства всего человечества.

Детство стало одной из ведущих тем литературы. Но подход к его пониманию и изображению был своеобразным для каждого направления и автора. Так, символисты видели в ребенке существо-загадку, причастное к тайнам будущего.

А. Блок

И голос был сладок, и луч был тонок,

И только высоко, у царских врат,

Причастный тайнам, плакал ребенок

О том, что никто не придет назад.

Реалисты – подход к ребенку с социальной стороны. М. Горький, Л. Андреев показывали, как «свинцовые мерзости» жизни, с одной стороны, закаляют детский характер (повесть Горького «Детство»), с другой стороны, губят детскую душу (Л. Андреев «Петька на даче», «Ангелочек»).

Темам страдания, нравственного самоопределения ребенка в мире посвящали свои произведения Станюкович («Максимка»), Гарин-Михайловский(«Детство Темы»), Короленко («Дети подземелья»), Свирский («Рыжик»), Серафимович («Маленький шахтер»), Куприн («Белый пудель») и др.

Несмотря на возросший интерес к проблемам детства во взрослой литературе, собственно детская литературы переживала далеко не лучшие времена, прежде всего из-за ужесточения двойной цензуры – политической и педагогическо1.

Количество детских периодических изданий и книг значительно возросло (журналы «Задушевное слово», «Игрушечка», «Светлячок», «Тропинка» и др.), однако зачастую преобладала массовая литература, не обладающая высоким [удожественным достоинством, зато тематически привлекательная.

Во второй половине Х1Х – начале ХХ вв. бурный рост массовой детской литературы принял поистине катастрофический характер. Причины: 1) коммерческий интерес к детским изданиям – дешевым и хорошо раскупаемым; 2) гонения на демократическую детскую литературу; 3) возросшее влияние казенной педагогики – насыщенность моралью – снижение требований к художественному качеству. Детская книга превращается в дидактическое пособие. Охраняли детей от «излишнего реализма». Произведения больших писателей вытеснялись книгами Вербицкой, Лукашевич, Желеховской и др.

Массовая детская литература первых десятилетий ХХ века породила настоящий феномен, имя которому – Лидия Чарская (1875-1917). Под этим псевдонимом Лидия Чурилова, актриса Александринского театра, написала около 80 книг для детей и юношества. Ее боготворили юные читатели всей России. Печаталась она в журнале «Задушевное слово». Перечислим некоторые ее повести: «Люда Влассовская», «Княжна Джаваха», «Сибирочка», «Записки сиротки», «Записки институтки» и т.д. А также сказки, сборники стихов, пьесы.

Существует два способа воздействовать на юного читателя: !0 забавлять, используя юмор; 2) пробуждать сострадание, помочь овладеть понятиями разума, добра и справедливости. Лидия Чарская избрала второй путь. Ее произведения отражают впечатления детства и юности самой писательницы: ранняя утрата матери, «воздух сиротства», детски властная любовь к отцу и ненависть к мачехе, побег из дома, странствия среди чужих людей и среди опасностей, тоска по товариществу, жажда открыться и открыть чужую душу, трудное вживание в замкнутый мир институтского коллектива и, наконец, постепенно вызревшая причастность к родной истории и культуре.

Много раз на страницах то одной, то другой повести с неправдоподобными преувеличениями варьировала и на разные лады дофантазировала она пережитое. Герои и героини ее многочисленных приключенческих повестей (обычно девочки) убегают из дома, попадают к разбойникам, переживают бури, нападения диких зверей, им угрожает смертельная опасность. Они, как правило, сироты, много страдают, но, выдержав все испытания, в финале или находят родителей, или обретают друзей, перестают быть одинокими.

Действие книг обычно начинается в экзотической обстановке (Кавказ, Сибирский тракт), а затем переносится в город, где героя ждут все новые испытания.

Дети с увлечениям следят за поворотами сюжета, не обращая внимания на стилистические небрежности, словесные штампы, схематизм в обрисовке характеров, повторы ситуаций, которыми изобилуют книги Чарской.

Дети называли Чарскую великой, сравнивали с классиками. Публикация неумеренных восторгов в ее адрес вызвала появление статьи К. Чуковского «Лидия Чарская», где он стремился развенчать кумира. Сосредоточив внимание на повторах экстремальных ситуаций («Ураганы, пожары, разбойники, выстрелы, дикие звери, кораблекрушения, столкновение поездов»), на обмороках и ужасах, на других уязвимых свойствах Чарской, Чуковский увидел в ее повестях не живое чувство, не вдохновение, а бездушность, трафарет, мертвечину, торжество пошлости.

Статья нашумела. Но… Чарскую продолжали любить с такой безоглядностью, на которую способны только дети. Теплые отзывы о своем детском чтении ее книг оставили В. Шкловский, Евг. Гинзбург, Б. Васильев, Л. Пантелеев, Вера Панова. Все это свидетельствует о том, что литературное наследие Л. Чарской далеко не однозначно и в художественном отношении, и по идейному содержанию