Лекции 8-9 Детская литература на рубеже XIX и хх веков План
1. Многообразие направлений в развитии детской литературы в конце XIX- начале ХХ веков. Детские журналы («Задушевное слово», «Игрушечка», «Светлячок», «Тропинка» и др.). Массовая детская литература, феномен Лидии Чарской.
2. Детство - одна из ведущих тем поэзии «серебряного века». Художественное своеобразие стихотворений К. Бальмонта, И. Бунина, А. Блока, С. Есенина для детей. Веселая книга для детей Саши Черного.
3. Тема трудного детства в творчестве писателей-реалистов: А.П. Чехов «Ванька», «Спать хочется», «Беглец», Д. Мамин-Сибиряк «В глуши», «Вертел», Л. Андреев «Петька на даче», «Ангелочек». А. Куприн «Белый пудель», К. Станюкович «Максимка» и др.)
4. В.Г. Короленко «Дети подземелья», «Парадокс». Драматизм сюжета, своеобразие психологических портретов детей, гуманистический пафос. Идейно-художественный характер и воспитательное значение повести «Слепой музыкант».
5. А.М. Горький и развитие литературы для детей
А) Проблемы детской литературы в статьях 20-30-х годов: «Литературу - детям», «О темах», «О сказках» и др.
Б) Сказки А.М. Горького: «Воробьишко», «Случай с Евсейкой», «Самовар» и др., их воспитательное значение. Образы детей в ранних рассказах: «Дед Архип и Ленька», «Страсти-мордасти», «Вор».
В) Жанровое своеобразие «Сказок об Италии» А.М. Горького: «Дети Пармы», «Симплонский туннель», «Пепе».
Г) Развитие жанра автобиографической повести в книге «Детство». «Свинцовые мерзости жизни» и утверждение «яркого, здорового и творческого» в русской жизни. Сравнительная характеристика деда и бабушки. Становление характера Алеши Пешкова. Методические рекомендации к изучению повести «Детство» в школе.
Литература основная
-
Арзамасцева И., Николаева С. Детская литература. – М., 2000. – С. 196-236.
-
Детская литература / Под ред. Е. Зубаревой. – М., 1989.
-
Горький А.М. О детской литературе, детском и юношеском чтении. – М., 1989.
Дополнительная литература
-
Бялик Б. Судьба Максима Горького. – М., 1973.
-
Никольский В. Из уроков в 5 классе по рассказу В. Короленко «Дети подземелья». // Короленко В.Г. Рассказы и повести. – М., 1997. – С. 602-607.
-
Смелкова З. Размышления над повестью В. Г. Короленко «Слепой музыкант» на уроках внеклассного чтения // Короленко В.Г. Рассказы и повести. – М., 1997. – С. 607-618.
-
Чуковский К.И. Лидия Чарская // Чуковский К.И. Сочинения: В 2-х т. – М., 1990. – Т. 1.
1. Многообразие направлений в развитии детской литературы в конце XIX- начале ХХ веков. Детские журналы («Задушевное слово», «Игрушечка», «Светлячок», «Тропинка» и др.). Массовая детская литература, феномен Лидии Чарской.
Эпоху между 1892 и 1917 гг. принято называть «серебряным веком». Это сложный и насыщенный период в истории отечественной литературы. Множество значительных имен представляли разнообразные течения: реализм, символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и пр. Всех их объединяло предчувствие глобальных перемен в масштабах России и всего мира.
Начало ХХ века воспринималось как начало новой эры – Детства всего человечества.
Детство стало одной из ведущих тем литературы. Но подход к его пониманию и изображению был своеобразным для каждого направления и автора. Так, символисты видели в ребенке существо-загадку, причастное к тайнам будущего.
А. Блок
И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у царских врат,
Причастный тайнам, плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
Реалисты – подход к ребенку с социальной стороны. М. Горький, Л. Андреев показывали, как «свинцовые мерзости» жизни, с одной стороны, закаляют детский характер (повесть Горького «Детство»), с другой стороны, губят детскую душу (Л. Андреев «Петька на даче», «Ангелочек»).
Темам страдания, нравственного самоопределения ребенка в мире посвящали свои произведения Станюкович («Максимка»), Гарин-Михайловский(«Детство Темы»), Короленко («Дети подземелья»), Свирский («Рыжик»), Серафимович («Маленький шахтер»), Куприн («Белый пудель») и др.
Несмотря на возросший интерес к проблемам детства во взрослой литературе, собственно детская литературы переживала далеко не лучшие времена, прежде всего из-за ужесточения двойной цензуры – политической и педагогическо1.
Количество детских периодических изданий и книг значительно возросло (журналы «Задушевное слово», «Игрушечка», «Светлячок», «Тропинка» и др.), однако зачастую преобладала массовая литература, не обладающая высоким [удожественным достоинством, зато тематически привлекательная.
Во второй половине Х1Х – начале ХХ вв. бурный рост массовой детской литературы принял поистине катастрофический характер. Причины: 1) коммерческий интерес к детским изданиям – дешевым и хорошо раскупаемым; 2) гонения на демократическую детскую литературу; 3) возросшее влияние казенной педагогики – насыщенность моралью – снижение требований к художественному качеству. Детская книга превращается в дидактическое пособие. Охраняли детей от «излишнего реализма». Произведения больших писателей вытеснялись книгами Вербицкой, Лукашевич, Желеховской и др.
Массовая детская литература первых десятилетий ХХ века породила настоящий феномен, имя которому – Лидия Чарская (1875-1917). Под этим псевдонимом Лидия Чурилова, актриса Александринского театра, написала около 80 книг для детей и юношества. Ее боготворили юные читатели всей России. Печаталась она в журнале «Задушевное слово». Перечислим некоторые ее повести: «Люда Влассовская», «Княжна Джаваха», «Сибирочка», «Записки сиротки», «Записки институтки» и т.д. А также сказки, сборники стихов, пьесы.
Существует два способа воздействовать на юного читателя: !0 забавлять, используя юмор; 2) пробуждать сострадание, помочь овладеть понятиями разума, добра и справедливости. Лидия Чарская избрала второй путь. Ее произведения отражают впечатления детства и юности самой писательницы: ранняя утрата матери, «воздух сиротства», детски властная любовь к отцу и ненависть к мачехе, побег из дома, странствия среди чужих людей и среди опасностей, тоска по товариществу, жажда открыться и открыть чужую душу, трудное вживание в замкнутый мир институтского коллектива и, наконец, постепенно вызревшая причастность к родной истории и культуре.
Много раз на страницах то одной, то другой повести с неправдоподобными преувеличениями варьировала и на разные лады дофантазировала она пережитое. Герои и героини ее многочисленных приключенческих повестей (обычно девочки) убегают из дома, попадают к разбойникам, переживают бури, нападения диких зверей, им угрожает смертельная опасность. Они, как правило, сироты, много страдают, но, выдержав все испытания, в финале или находят родителей, или обретают друзей, перестают быть одинокими.
Действие книг обычно начинается в экзотической обстановке (Кавказ, Сибирский тракт), а затем переносится в город, где героя ждут все новые испытания.
Дети с увлечениям следят за поворотами сюжета, не обращая внимания на стилистические небрежности, словесные штампы, схематизм в обрисовке характеров, повторы ситуаций, которыми изобилуют книги Чарской.
Дети называли Чарскую великой, сравнивали с классиками. Публикация неумеренных восторгов в ее адрес вызвала появление статьи К. Чуковского «Лидия Чарская», где он стремился развенчать кумира. Сосредоточив внимание на повторах экстремальных ситуаций («Ураганы, пожары, разбойники, выстрелы, дикие звери, кораблекрушения, столкновение поездов»), на обмороках и ужасах, на других уязвимых свойствах Чарской, Чуковский увидел в ее повестях не живое чувство, не вдохновение, а бездушность, трафарет, мертвечину, торжество пошлости.
Статья нашумела. Но… Чарскую продолжали любить с такой безоглядностью, на которую способны только дети. Теплые отзывы о своем детском чтении ее книг оставили В. Шкловский, Евг. Гинзбург, Б. Васильев, Л. Пантелеев, Вера Панова. Все это свидетельствует о том, что литературное наследие Л. Чарской далеко не однозначно и в художественном отношении, и по идейному содержанию
- Лекция №1 Введение. Понятие о детском фольклоре. План
- Лекция №2 Поэтические законы русских народных сказок и особенности восприятия их детьми План
- Лекция №3 Понятие о литературной сказке План
- 1. Понятие о литературной сказке.
- 2. Волшебные мотивы в литературной сказке
- 3. Краткий обзор западноевропейской литературной сказки: ш. Перро, братья я. И в. Гримм
- 4. Художественное своеобразие сказок г.Х. Андерсена
- Лекция №4 Русская стихотворная литературная сказка План
- Литература
- Лекция №5 Русская прозаическая литературная сказка первой половины х1х века План:
- 1. Сказка Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».
- Лекция №6 Развитие детской литературы во второй половине XIX века. Роль л.Н. Толстого в развитии литературы для детей План
- Детская литература / Под ред. Е. Зубаревой. – м., 1989. – с. 116-135.
- 1. Исторические события:
- 2. Детство в биографии и творчестве л.Н. Толстого (1828-1910). Автобиографические повести «Детство», «Отрочество».
- 3. Л.Н. Толстой как выдающийся педагог и автор книг для детей.
- 4. Характеристика «Азбуки» л.Н. Толстого
- Лекция №7 Пути развития поэзии для детей во второй половине х1х века План
- Литература
- 2. Характеристика детской лирики представителей «чистой поэзии»
- 3. Характеристика поэзии для детей представителей «некрасовской» школы
- 4. Творчество н.А. Некрасова для детей
- Лекции 8-9 Детская литература на рубеже XIX и хх веков План
- 2. Детство - одна из ведущих тем поэзии «серебряного века». Веселая книга для детей Саши Черного.
- "Фейные сказки" к.Д. Бальмонта
- Детство в художественном осмыслении m.И. Цветаeвой
- Тема детства в поэзии Игоря Северянина
- Веселая книга для детей Саши Черного
- 5. А.М. Горький и развитие литературы для детей
- Повесть м. Горького «Детство»
- Лекции 10-11 Развитие литературы для детей и юношества в 20-30-е годы хх века План
- Из автобиографии Аркадия Гайдара:
- Своеобразие развития литературной сказки. Сказка ю. Олеши «Три толстяка» - образец авангардного искусства для детей.
- 5. «Уральские сказы» п. Бажова.
- 6. Сказки-пьесы Евгения Шварца (1896-1958)
- Лекция 12. Развитие детской поэзии в 20-30-е годы хх века План
- Самостоятельно
- Лекция 13. Художественно-познавательная книга для детей План
- Самостоятельно
- Лекция 14. Интерпретация темы «Дети и война» в литературе военных и послевоенных лет План
- Самостоятельно
- Минералова и.Г. Детская литература. – м., 2002. – с. 114-123.
- Лекция 15. Юмористическая детская книга План
- Самостоятельно
- Минералова и.Г. Детская литература. – м., 2002. – с. 159-168.
- Юмористическая детская литература во внеклассном чтении школьников
- Лекция 16. Фантастика в детском чтении План
- Самостоятельно
- Минералова и.Г. Детская литература. – м., 2002. – с.153-159.
- Кир булычёв
- Лекция 17. Современная повесть о семье и школе План
- Самостоятельно
- Лекция 18. Зарубежная литература, вошедшая в детское чтение План
- Самостоятельно
- Творчество Марка Твена в детском чтении