5. «Уральские сказы» п. Бажова.
Эта книга дорога для меня тем, что в ней
удивительно чутко и проникновенно воплощена
глубокая, большая душа народа, которого не
сломило вековое рабство, который нес в себе
неугасимую правду и творческую красоту.
Ф. Гладков
П.П. Бажов очень хорошо знал народную жизнь, так как он родился и жил в семье уральских горнорабочих.
Могучий горный хребет прорезает с севера на юг необозримые просторы русских равнин. Это Урал, в недрах которого хранятся несметные природные богатства: золото и драгоценные камни, медь и каменный уголь, мрамор и малахит. Еще при Петре Первом здесь были обоснованы первые заводы и рудники.
В семье мастера одного из таких заводов в 1879 году и родился будущий писатель Павел Петрович Бажов. Рос и развивался он в рабочей среде: видел и познавал нравы, обычаи уральских горнорабочих, людей суровых и упорных в труде, смелых на выдумку. В тихие вечерние часы заводский сторож в Полевском, один из хранителей горняцких былей и легенд, рассказывал ребятишкам о сказочном змее Полозе и его дочерях Змеевках, о Хозяйке Медной горы или Девке-Азовке, что охраняют богатства уральских недр.
На Урале сама земля рождала легенды и сказки. Горщики, рудобои, медеплавильщики и камнерезы искали объяснения земляным богатствам и создавали легенды, в которых нашла поэтическое отражение любовь русских людей к родной земле.
Ценой многих лишений постарались родители будущего писателя дать своему сыну образование, вывести его "в люди". П. Бажов стал народным учителем, и начинал свой трудовой путь он в глухой уральской деревне. В течение пятнадцати лет Бажов каждый год во время школьных каникул пешком странствовал по родному краю, смотрел, "как люди живут", пытливо изучал труд камнерезов, сталеваров, литейщиков и многих других уральских мастеров, беседовал с ними о тайнах их ремесла, вел обширные записи, которые позже легли в основу многих его произведений. А писателем он стал в более чем зрелом возрасте: когда был опубликован его первый сказ - "Дорогое имечко", - автору исполнилось пятьдесят семь лет. Перед Великой Отечественной войной была напечатана самая известная книга сказов П. П. Бажова - "Малахитовая шкатулка", которая стала популярной не сразу. Вначале сказы Бажова посчитали за обычную реконструкцию рабочего фольклора. Но уже в 40-е годы, по мере появления новых сказов, поняли, что это результат авторского творчества. Подробная разработка характеров, психологическая и портретная индивидуализация, оригинальная композиция, народный язык – все это поставило сказы Бажова в ряд выдающихся произведений русской литературы. Такими они вошли в детское чтение.
Особенности сказов Бажова.
Главное место действия – Полевский завод и его окрестности. Рассказчик – дед Слышко, знающий не понаслышке завод и его обитателей. Доверительная интонация, диалектные слова, фольклорные элементы, разговорные формы – все это черты сказового стиля.
В сказах Бажлва можно выделить три тематические группы:
1. горняцкие сказы – о Хозяйке Медной горы;
2. старательские сказы («Синюшкин колодец», «Огневушка-поскакушка», «Серебряное копытце»);
3. о мастеровых («Чугунная бабушка», «Надпись на камне»).
Внутри каждой группы имеются сквозные персонажи, единство времени и места действия, сюжетная взаимосвязь.
Время действия – неопределенно-сказочное, старое с определенными вехами: до или после отмены крепостного права, на церковные праздники – на Пасху, Троицу и т.д.)
Реальное место событий ( Полевский завод) смыкается с фантастическим пространством Малахитницы и других мифологических персонажей. Переход из одного мира в другой естественный. Лес и горы – одновременно и реальные, и сказочные. Писатель проводит мысль об одушевленности всего окружающего.
Каждое пространство имеет своих обитателей. Реальный мир – социальные черты. Мастера живут работой, возведенной в степень искусства, глубокими человеческими чувствами, их отличает ясность ума, человеческое достоинство, способность противостоять любым испытаниям.
Главная черта – внутренняя красота и гармония.
Хозяева – озабочены благосостоянием, «пустая порода».
Дети – чуткие к этическим нюансам взаимоотношений взрослых людей.
Фантастический мир: Великий Полоз, Змеевки, Огневушка-поскакушка, Земляная кошка. Самый яркий – Мадахитница, Медной горы хозяйка: прекрасная искусница, справедливая – сочетается с демонической силой. «Худому с ней встретиться – горе, да и доброму – радости мало». Мир Малахитницы – и сокровища горы, и мир смерти (все из камня, ничего живого).
Философская направленность сказов:
«Серебряное копытце» (дед Кокованя и внучка Даренка) – размышление о невозможности совместить богатство с бескорыстной духовностью, материальное с идеальным. Красота засыпанного самоцветами домика оказывается важнее жажды обладать («шапка камней»). Вывод: не жадничай, не бери у природы больше необходимого.
Быстротечность мига красоты – чудо исчезает, оставляя память о себе.
Чудо незримо присутствует рядом с человеком.
Композиция – сюжеты, как правило, завершены, но встречается и разомкнутый финал – «об этом другой сказ».
Все это говорит о сказах Бажова как о едином стилистическом целом.
Как и в сказах Н. С. Лескова, в произведениях П. П. Бажова показана тяжелая, а порой трагическая судьба талантливого русского народа. Бажов рассказал о необыкновенном душевном богатстве русских мастеров, не только о природных, но и творческих ресурсах нашей Родины. Ведь Медной горы Хозяйка - это не просто хранительница земных богатств, она символизирует еще и постоянные творческие стремления тех мастеров, кто эти богатства доносит до людей.
Радугой народной мудрости горят бажовские сказы, а сам писатель говорил: "Русский человек без радуги не живет".
- Лекция №1 Введение. Понятие о детском фольклоре. План
- Лекция №2 Поэтические законы русских народных сказок и особенности восприятия их детьми План
- Лекция №3 Понятие о литературной сказке План
- 1. Понятие о литературной сказке.
- 2. Волшебные мотивы в литературной сказке
- 3. Краткий обзор западноевропейской литературной сказки: ш. Перро, братья я. И в. Гримм
- 4. Художественное своеобразие сказок г.Х. Андерсена
- Лекция №4 Русская стихотворная литературная сказка План
- Литература
- Лекция №5 Русская прозаическая литературная сказка первой половины х1х века План:
- 1. Сказка Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».
- Лекция №6 Развитие детской литературы во второй половине XIX века. Роль л.Н. Толстого в развитии литературы для детей План
- Детская литература / Под ред. Е. Зубаревой. – м., 1989. – с. 116-135.
- 1. Исторические события:
- 2. Детство в биографии и творчестве л.Н. Толстого (1828-1910). Автобиографические повести «Детство», «Отрочество».
- 3. Л.Н. Толстой как выдающийся педагог и автор книг для детей.
- 4. Характеристика «Азбуки» л.Н. Толстого
- Лекция №7 Пути развития поэзии для детей во второй половине х1х века План
- Литература
- 2. Характеристика детской лирики представителей «чистой поэзии»
- 3. Характеристика поэзии для детей представителей «некрасовской» школы
- 4. Творчество н.А. Некрасова для детей
- Лекции 8-9 Детская литература на рубеже XIX и хх веков План
- 2. Детство - одна из ведущих тем поэзии «серебряного века». Веселая книга для детей Саши Черного.
- "Фейные сказки" к.Д. Бальмонта
- Детство в художественном осмыслении m.И. Цветаeвой
- Тема детства в поэзии Игоря Северянина
- Веселая книга для детей Саши Черного
- 5. А.М. Горький и развитие литературы для детей
- Повесть м. Горького «Детство»
- Лекции 10-11 Развитие литературы для детей и юношества в 20-30-е годы хх века План
- Из автобиографии Аркадия Гайдара:
- Своеобразие развития литературной сказки. Сказка ю. Олеши «Три толстяка» - образец авангардного искусства для детей.
- 5. «Уральские сказы» п. Бажова.
- 6. Сказки-пьесы Евгения Шварца (1896-1958)
- Лекция 12. Развитие детской поэзии в 20-30-е годы хх века План
- Самостоятельно
- Лекция 13. Художественно-познавательная книга для детей План
- Самостоятельно
- Лекция 14. Интерпретация темы «Дети и война» в литературе военных и послевоенных лет План
- Самостоятельно
- Минералова и.Г. Детская литература. – м., 2002. – с. 114-123.
- Лекция 15. Юмористическая детская книга План
- Самостоятельно
- Минералова и.Г. Детская литература. – м., 2002. – с. 159-168.
- Юмористическая детская литература во внеклассном чтении школьников
- Лекция 16. Фантастика в детском чтении План
- Самостоятельно
- Минералова и.Г. Детская литература. – м., 2002. – с.153-159.
- Кир булычёв
- Лекция 17. Современная повесть о семье и школе План
- Самостоятельно
- Лекция 18. Зарубежная литература, вошедшая в детское чтение План
- Самостоятельно
- Творчество Марка Твена в детском чтении