logo search
1 курс, 2 семестр / УМК1-3 19 века

4.3. Поэтические жанры и манифесты

Баллада (от народно-латинского «ballare» – «плясать») – общее обозначение нескольких, различных по существу, жанров лирической поэзии.

Северно-французское «balete» обозначают форму плясовой песни с определенной тематикой (восхваление весенней поры и любви, осмеяние «ревнивцев» мужей и т. п.) и слабо выраженными формальными признаками [наличие рефрена, соединенного одной общей рифмой с последней строкой строфы, несколько основных типов строф]. Близкая к народной песне тематика (мотив ревнивого мужа), намеки на весеннюю обрядовость, связь с куртуазной лирикой.

В русской лит-ре появление Б. связано с традицией сентиментализма и романтизма конца XVIII — начала XIX в. Первой русской Б. считается «Громвал» Г. П.  Каменева, но особую популярность она приобретает благодаря В. А. Жуковскому–«балладнику», по шутливому прозвищу Батюшкова, сделавшему достоянием русского читателя лучшие Б. Гёте, Уланда, Саути, Шиллера, Вальтер-Скотта, Бюргера (перевод «Lenore» — «Людмила», 1808, вольное подражание «Светлана», 1813). Балладная традиция продолжается на протяжении всего XIX в.: Пушкин («Песнь о вещем Олеге», «Утопленник», «Бесы»), Лермонтов («Воздушный корабль», «Русалка»).

См.: Шор Р. Баллада // Литературная энциклопедия: В 11 т. [М.], 1929– 1939. Т. 1. [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. Стб. 307–311.

http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le1/le1-3072.htm

Лёгкая поэзия (франц. – poesie fugitive) – понятие, прилагаемое к франц. и рус. лирич. поэзии XVIII (преим. конца) – нач. XIX вв. Название возникло во Франции в нач. XVIII в. и применялось к произведениям, которые, в отличие от высоких классицистич. жанров (эпич. поэмы, трагедии, оды), выражали личные страсти и проявления человеч. натуры. В легкой поэзии нашла воплощение зарождающаяся идея личности, противостоявшая царившим в литературе классицизма идеям долга и государственной целесообразности. В предреволюц. и революц. годы во Франции расцветает творчество корифеев л. п. – Э. Д. Парни, Ш. Мильвуа, А. Шенье.

Легкая поэзия в России возникла в противоборстве с классицистическим канонами. Отдельные мотивы и образы легкой поэзии появились вместе с анакреонтич. стихами Г. Р. Державина. Но родоначальником л. п. в России современники считали И. Ф. Богдановича, автора поэмы «Душенька» (1778), в основе которой – игривая и трогательная история любви Амура и Психеи. Наивысшего расцвета она достигла в творчестве К. Н. Батюшкова и молодого А. С. Пушкина.

У Батюшкова воспетый им идеал «изящного сладострастия» и душевной гармонии противостоял совр. действительности как мир романтич. мечты — миру грубой и безрадостной реальности.

Пушкин, пройдя в лицейские годы через период ученичества у Парни, Шенье и Батюшкова, обогатил л. п. новым для нее характером лирич. героя. В стих. «Тургенев» (1817), «N. N. (В. В. Энгельгардту)» (1819), «Всеволожскому» (1819), «Стансы Толстому» (1819) идеал «изящного эпикуреизма» дополняется политич. и религ. вольномыслием. Под воздействием Пушкина отзвуки л. п. зазвучат в произв. А. А. Дельвига, Н. М. Языкова, в рус. романтич. лирике нач. 30-х годов. она оказала влияние на формирование литературного языка, освободив его от архаизмов и напыщенного многословия (см., напр., «Речь о влиянии легкой поэзии на язык» Батюшкова, 1816).

См.: Пульхритудова Е. М. «Лёгкая поэзия» // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. М.: Сов. энцикл., 1962 – 1978.

Т. 4. 1967. С. 91–93. http://feb-web.ru/feb/kle/Kle-abc/ke4/ke4-0911.htm

Орлов П.А. Творчество Батюшкова и литературные направления н. XIX в. // Филологические науки. 1983. № 6. С. 10-16.

Послание — жанр монологической поэзии, большое стихотворение, в котором поэт, обращаясь к адресату, высказывает свои суждения по какому-либо важному вопросу.

См.: Квятковский А. П. Послание // Квятковский А. П. Поэтический словарь. М.: Сов. Энцикл., 1966. С. 219 – 220.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-2192.htm

Элегия (греч. ἐλεγεία) — лирический жанр, восходящий к античной поэзии; Форма античных элегий – элегический дистих. В романтической поэзии – стихотворение, проникнутое смешанным чувством печали, грусти, раздумьем, размышлением, передающее глубоко личные, интимные переживания. Элегический модус художественности может присутствовать в разных жанрах литературы.

См.: Квятковский А. П. Элегия // Квятковский А. П. Поэтический словарь. М.: Сов. Энцикл., 1966. С. 350–351. http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-3503.htm

Манифест  (эстетический) – программное высказывание (произведение) в связи с эстетическими принципами определенного литературного направления, течения, школы, группы. Термин, вошедший в обиход в XIX веке, условен и применим к целому ряду литературных явлений – от развернутых деклараций до серьезных эстетических трактатов, статей, предисловий, программных стихотворений. Нередко эстетические выступления писателей и литературных критиков носят характер литературных манифестов, оказывая непосредственное воздействие на историко-литературный процесс. В целом манифесты представляют собой тот или иной результат живой общественной жизни, отражающей и идейно-эстетические поиски, и процесс формирования новой литературы. См.: http://www.textologia.ru/slovari/literaturovedcheskie-terminy/manifest/?q=458&n=121