logo search
1 курс, 2 семестр / УМК1-3 19 века

Роман а.С. Пушкина «евгений онегин»: поэтика времени и пространства

И журналистам на съеденье

Плоды трудов своих отдам.

Творческое задание для анализа текста:установить источник цитаты и прокомментировать ее.

Для подготовки к занятию необходимо внимательно прочитать текст «Евгения Онегина» (возможно, и не один раз), обращаясь к комментариям Ю.М. Лотмана (для сравнения можно использовать комментарий В.В. Набокова), к биографии поэта (Лотман Ю.М. Пушкин). Роман требует читательского озарения, способного установить творческий диалог с его Автором.

План практического занятия.

  1. «Реальный» мир и романная реальность «Евгения Онегина».

1. Пространственная организация романа.

- Восстановить пространственные элементы каждой главы; пространственные горизонты героев и Автора.

- Топосы и локусы: проблема соотношения реального и ирреального миров; романной горизонтали и вертикали.

2. Время в романе и романное время.

Ритм жизни Петербурга. День светского человека и мотив «брегета».

Ритм жизни провинции: семантика суточного (смена дня и ночи) и годового циклов (годовые праздники).

Ритм московской жизни и исторический контекст 1812 г.

II. Романное бытие героев и Автора.

1. Семантика обманного свадебного сюжета: Ленский – Ольга, Татьяна – Онегин.

2. Татьяна Ларина и метафизическое бытие Музы.

- Татьяна Ларина: ассоциативный фон образа (семантика имени и фамилии; реальность и ирреальность образа; Татьяна / «Милый идеал» / Муза; Татьяна / Светлана / героини сентиментальных романов / Нина Воронская / «та, с которой образован // Татьяны милый идеал»)

- Реалии «биографической жизни» Татьяны;

- Письмо Татьяны: композиция, христианский подтекст, эволюция душевных переживаний; проблема «перевода» с французского на русский.

- Сон Татьяны: мифологическая основа, поэтика хронотопа, система образов; роль сна Татьяны в сюжете произведения. Сон Татьяны и творческий «смутный сон» Автора (VIII;L).

3. Романная жизнь Онегина:

- Евгений Онегин: ассоциативный фон образа (семантика имени и фамилии; «добрый приятель» и «герой романа» - проблема вибрации смыслов; Онегин / Чайльд Гарольд / Наполеон; «Любовник Юлии Воль мар, // Малек-Адель и де Линар, // И Вертер, мученик мятежный, // И бесподобный Грандисон»; Пародия / «Смутный сон» ).

- Письмо Онегина в структуре произведения и сюжет «отраженного», «зарифмованного» романа.

- Реалии биографической жизни Онегина и проблема эволюции героя.

4. Романное бытие Автора.

- Романная реальность: авторские рассуждения об этапах работы над романом; о его прошлом и будущем; мотив преодоления временных границ (Ср.: «Быть может, в Лете не потонет / Строфа, слагаемая мной…» II,XL) – сделатьвыписки из романа, связанные с рассуждениями автора над судьбой романа.

Литература:

Баевский В. «Сквозь магический кристалл». Поэтика «Евгения Онегина», романа в стихах А. Пушкина. М., 1990. С. 98-113; 114 – 154.

Бочаров С.Г. Сюжеты русской литературы. М., 1999. С. 20-34;

Лотман Ю.М. Роман Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. // Лотман Ю.М. Пушкин. СПб., 1995. Работать со всем комментарием, особое внимание обратить на с. 480-484 («Внутренняя хронология «Евгения Онегина»), 516-541 («День светского человека..», «Бал», «Дуэль»); сделать выписки по толкованию имен героев. Или эта же работа: Лотман Ю.М. Роман Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Л., 1980.

Маркович В.М. Тургенев и русский реалистический роман XIXв. Л., 1982. С. 7-24 («Сон Татьяны в поэтической структуре «Евгения Онегина») или Маркович В.М. О мифологическом подтексте сна Татьяны // Болдинские чтения. 1980. С. 25-47.

Дополнительная литература:

Лотман Ю.М. А.С. Пушкин. Биография писателя. Любое издание.

Набоков В.В. Комментарий к «Евгению Онегину» Александра Пушкина. М., 1999 (или другое издание).

Никишов Ю.М. Художественное время в «Евгении Онегине» А.С. Пушкина // Филологические науки. 1984. № 5. С. 9 – 15.

Соловей Н.Я. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». М., 1992.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4