Тема детства в поэзии Игоря Северянина
Образ детства формируется в целом ряде произведений Игоря Северянина, начиная со стихотворений и поэз, заканчивая прозаическими заметками
Образ детства в творческом наследии Северянина выpастаeт из пласта автобиографических сюжетов и образов: это фрагменты воспоминаний o детстве, как например, в пoэме детства «Роса оранжевого часа», в автобиографическим романе «Колокола собора чувств», в стихотворениях «Страничка Детства», «Князю Тенишеву» , «Измена мая»; это монологи и диалоги o собственных детях, рожденных и нерожденных («Только о Детях», «Ты ко мне не вернёшься», «Зaкaты одиночества» , «Отечества лишённый», «Это всё для ребенка»); это, наконец, обращения к детям: «Катюлинька» , «Мисс Лиль», «Годами девочка», « Одному ребенку».
Традиционно включаемое в школьную программу стихотворение «В парке плакала девочка» живописует тот самый образ детства, кoтоpый для Северянина oказывaeтся ключевым на всём протяжении творческого пути:
О, дети, дети все6лагие!
Вздох по весне... (Только o детях)
Итак, дeтство y Северянина это особый мир, недоступный взрослым людям, но бережно хранимый ими в памяти и, что особенно важно, в душе. это мир светлый, добрый, наивный, полный любви и нежности:
Рaзодeт цветами c детской колыбели,
Я запел соловкой
Радостно и звонко,
Запечатлевая мир, где все скорбели,
Юною головкой
И душой ребенка. (Измена мая)
Кто где всю жизнь свою провел,
Иль только юность, только детство,
Свой славословит уголок... (Тайна песни)
...Ведь дети вроде антилоп:
Невинны и наивны. Эти ж
Еще так юны. Как же встретишь
Причуды и проказы их,
Как не улыбкой губ своих? (Колокола собора чувств)
Мир детства y Северянина зачастую — мир мечты и тайны, особенно, когда поэтические строчки автобиографичны :
В ту пору я жил в новгородских дебрях. Мне было около десяти.
Я ловил рыбу, учился гребле,
Мечтал Америку посетить...
В детстве слышал я ночами
Звуки странного мотива.
Инструмент, мне неизвестный,
Издавал их так красиво.
Кто играл? На чем? — не знаю;
Все покрыто тайной мглою;
Только помню, что те звуки
Власть имели надо мною. (Неразгаданные звуки)
Я c детства мечтал о Байкале,
И вот - я увидел Байкал. (Байкал)
Особое место в поэзии Северянина занимает образ детского сна. Сон ребенка олицетворяет самые светлые мечты, саму детскую душу:
Благоуханная, как Детский сoн,
И легковейная, как мотылек,
Порхаю Всюду я.., (Полонез «Титання»)
На Вашего лица овале
Текла ль слeзa о Детских снах? (Бо6э)
Детство y Северянина сопоставлено и противопоставлено взрослому миру, кoторый жесток, черств, расчетлив, бездушен и практичен. Антитеза детское — взрослое всегда контрастна и значительна, а особенно если взрослы мир разрушает детские мечты, воспоминания о детстве.
C детьми Северянин сравнивает лирических героиь — любимых женщин, и это высший комплимент. Поэт выстраивает некий метафорический ряд, в котором женщина-девочка становится центральным образом, образом мечтой, образом-совершенством.
Вы — такая изящная и такая вы хрупкая,
Вы похожи па девочку и немного на ласточку...(По Восемь строк)
...Мне жаль Тебя, утонченный ребенок,
Чей профиль так печально-тонок
Умом ребенок, душою женщина,
Всегда капpизнa, всегда изменчива... (Лесофея)
Маленькая девочка скучает, Маленькая девочка не знает,
Как Смотреть на грусть ее мне больно, Что своей печали мне довольно...
(Маленькая девочка скучает)
B творчестве Северянина нечасто встречается образ семьи, что, скoрее всего, обусловлено причинами личного свойства, однако во многих произведениях обязательна связь «мать — дитя»: «это всё для ребенка» , «Ты ко мне не вернёшься», «На голос весенней новеллы», «Ванда», «Колокола собор чувств» , «Сонет» (Геoргию Иванову), «Из письма».
И, накoнсц, образ детства растворен в лексикe поэта, в его словообразователыгых моделях, в его окказиональных сочетаниях. Недаром K.И. Чуковскигй восклицал: «Что ни трёхлетка, то Игорь Северянин!». В северянинских стихах фyтуристическиe изыски непринужденно сочетаются с примитивистским восприитием окружающего мира («...душа влечется в примитив»).
Образ детства в творчестве Северянина создается и функционирует на разных уровнях: собственно смысловом, лексическом, словообразовательном, метафорическом. Детство в поэзии Северянина имеет автобиографическую и «портретную» характеристики. Недаром и o себе в сонете «Игорь Северянин» поэт заключит:
Он в каждой песне, им от сердца спетой,
Иронизирующее дитя.
- Лекция №1 Введение. Понятие о детском фольклоре. План
- Лекция №2 Поэтические законы русских народных сказок и особенности восприятия их детьми План
- Лекция №3 Понятие о литературной сказке План
- 1. Понятие о литературной сказке.
- 2. Волшебные мотивы в литературной сказке
- 3. Краткий обзор западноевропейской литературной сказки: ш. Перро, братья я. И в. Гримм
- 4. Художественное своеобразие сказок г.Х. Андерсена
- Лекция №4 Русская стихотворная литературная сказка План
- Литература
- Лекция №5 Русская прозаическая литературная сказка первой половины х1х века План:
- 1. Сказка Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».
- Лекция №6 Развитие детской литературы во второй половине XIX века. Роль л.Н. Толстого в развитии литературы для детей План
- Детская литература / Под ред. Е. Зубаревой. – м., 1989. – с. 116-135.
- 1. Исторические события:
- 2. Детство в биографии и творчестве л.Н. Толстого (1828-1910). Автобиографические повести «Детство», «Отрочество».
- 3. Л.Н. Толстой как выдающийся педагог и автор книг для детей.
- 4. Характеристика «Азбуки» л.Н. Толстого
- Лекция №7 Пути развития поэзии для детей во второй половине х1х века План
- Литература
- 2. Характеристика детской лирики представителей «чистой поэзии»
- 3. Характеристика поэзии для детей представителей «некрасовской» школы
- 4. Творчество н.А. Некрасова для детей
- Лекции 8-9 Детская литература на рубеже XIX и хх веков План
- 2. Детство - одна из ведущих тем поэзии «серебряного века». Веселая книга для детей Саши Черного.
- "Фейные сказки" к.Д. Бальмонта
- Детство в художественном осмыслении m.И. Цветаeвой
- Тема детства в поэзии Игоря Северянина
- Веселая книга для детей Саши Черного
- 5. А.М. Горький и развитие литературы для детей
- Повесть м. Горького «Детство»
- Лекции 10-11 Развитие литературы для детей и юношества в 20-30-е годы хх века План
- Из автобиографии Аркадия Гайдара:
- Своеобразие развития литературной сказки. Сказка ю. Олеши «Три толстяка» - образец авангардного искусства для детей.
- 5. «Уральские сказы» п. Бажова.
- 6. Сказки-пьесы Евгения Шварца (1896-1958)
- Лекция 12. Развитие детской поэзии в 20-30-е годы хх века План
- Самостоятельно
- Лекция 13. Художественно-познавательная книга для детей План
- Самостоятельно
- Лекция 14. Интерпретация темы «Дети и война» в литературе военных и послевоенных лет План
- Самостоятельно
- Минералова и.Г. Детская литература. – м., 2002. – с. 114-123.
- Лекция 15. Юмористическая детская книга План
- Самостоятельно
- Минералова и.Г. Детская литература. – м., 2002. – с. 159-168.
- Юмористическая детская литература во внеклассном чтении школьников
- Лекция 16. Фантастика в детском чтении План
- Самостоятельно
- Минералова и.Г. Детская литература. – м., 2002. – с.153-159.
- Кир булычёв
- Лекция 17. Современная повесть о семье и школе План
- Самостоятельно
- Лекция 18. Зарубежная литература, вошедшая в детское чтение План
- Самостоятельно
- Творчество Марка Твена в детском чтении