Поэма н.В. Гоголя “мертвые души”: поэтика названия
I. Творческая история поэмы Н.В. Гоголя “Мертвые души”. Замысел и проблема его воплощения.
Поэтика названия. Контраст “живого” и “мертвого” в поэме.
1. Жизнь и смерть души в христианской традиции, религиозная основа сюжета поэмы.
2. Чичиков – покупатель мертвых душ: тема купли – продажи в поэме. Восстановить и прокомментировать ассоциативный фон образа (апостол Павел, боров/черт, благородный разбойник, Капитан Копейкин, Наполеон и др.).
3. Образы помещиков; прием “художественного обобщения”.
4. Процесс омертвения душ:
- жизнеописание Чичикова;
- предыстория Плюшкина;
- “Повесть о капитане Копейкине”, ее функция в произведении.
IV. Сюжет “путешествия” и мифологизация пространства:
- образ дороги и ситуация “отхода” от намеченного пути; восстановить разные ипостаси хронотопа дороги в «Мертвых душах»;
- тема Страшного Суда в «Мертвых душах» (цветовая семантика, образ огня-пламени, апокалипсические мотивы);
- поэтика финала Iтома и мотив движения из преисподней к “райскому миру” (II том).
V. Образ и функция Автора в поэме, особенность повествования. Автор-проповедник: российская действительность в ее настоящем и будущем.
При подготовке к занятию сделать самостоятельный анализ фрагментов поэмы, связанных с проблемными вопросами семинара.
Литература:
Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М., 1996. Гл. 6. Или его же: Поэтика Гоголя: В поисках живой души (любое издание).
Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. С. 77- 82.
Гончаров С.А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте. СПб., 1997. С. 179-228.
Дополнительная литература:
Смирнова Е.А. Поэма Гоголя “Мертвые души”. Л., 1987.
Лотман Ю.М. Пушкин и “Повесть о капитане Копейкине” // Лотман Ю.М. Пушкин. СПб., 1997. С. 266-280.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8
“ВЫБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ДРУЗЬЯМИ” Н.В. ГОГОЛЯ
I. История замысла и публикации “Выбранных мест...” Отклики современников.
II. “Выбранные места...” и замысел “Мертвых душ” (XVIII). Мировоззрение позднего Гоголя.
III. Традиции духовной прозы в “Выбранных местах...”
- Внутренний сюжет. Образ Автора (учитель и ученик) и путь движения ко Христу.
- Образ Слова. Христианские жанры в структуре книги: традиции молитвы (предисловие), исповеди и проповеди.
IV. Философская концепция “русской жизни” Гоголя:
- женщина в современном мире (II, XXI, XXIV);
- современное состояние литературы, предназначение творчества (V, VII, X, XV, XXXI);
- искусство (XIV, XXIII);
- роль Церкви и духовенства; религия (VIII, IX, XII).
V. Тема “Завещания” друзьям и последние письмо “Светлое Воскресение”.
VI. “Выбранные места...” Гоголя и религиозный спор 1840-х гг. Внимательно прочитать “Письма Гоголю” В.А. Жуковского (1847-48) – ксерокопия на кафедре – и определить суть спора Жуковского с Гоголем.
Литература:
Анненкова Е.И. Автор в «Мертвых душах» и «Выбранных местах…» // Литература в школе. 1999, № 2.
Воропаев В. “Сердце мое говорит, что книга моя нужна...” // Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями (Вступительная статья). М., 1990. С. 3-28. Или: Гоголь Н.В. Собрание сочинений: В 9-ти тт. М., 1994. Т.6. С. 404-418.
Барабаш Ю. Гоголь. Загадка “Прощальной повести”. М., 1993.
Гончаров С.А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте. СПб., 1997. С. 244-260
Задание для подготовки к теме «Поэты пушкинской поры»
ПОЭТЫ ПУШКИНСКОЙ ПОРЫ. ЛИРИКА Н.М. ЯЗЫКОВА
I. Поэты пушкинской “плеяды”. Общность мировоззренческих позиций. Родственность поэтики.
II. Основные этапы творческого пути Н.М. Языкова. Пафос творчества.
III. Ранняя лирика Н.М. Языкова:
- исторические мотивы: “Моей Родине”, “Родина”;
- “Кудесник” 1827, “Олег” 1826;
IV. Жанр элегии в поэзии Языкова. Особенность лирической ситуации. Герой и героиня. Поэтика времени и элегический пейзаж. Сделать анализ 3-4 элегий разного периода творчества.
Литература:
Языков Н.М. Стихотворения и поэмы. М., 1988. (Предисловие К.К. Бухмейер)
История русской поэзии. Л., 1988. Т. 1.
Рассадин С. Т. Спутники. М., 1983.
Семенко И. М. Поэты пушкинской поры. М., 1970.
Рождественский Вс. В созвездии Пушкина. М., 1973.
Русские писатели. Библиографический словарь. М., 1990. Т.2.
Афанасьева Э.М. “Молитва” в русской лирике XIX века // Русская стихотворная “молитва” XIX века. Антология. Томск, 2000.
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»
- Учебно-методический комплекс по дисциплине
- Содержание
- Рабочая программа дисциплины История отечественной литературы XIX века (первая треть)
- 031300.62 – Журналистика
- 4. Структура и содержание дисциплины «История отечественной литературы XIX века (первая треть)»
- 4.1. Объём дисциплины и виды учебной работы (в часах)
- 4.1.1. Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом
- 4.1.2. Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)
- 4.2 Содержание дисциплины
- 5. Образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 2. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов
- 3.Учебно-методические материалы (умм). Методические рекомендации для преподавателей по следующим видам занятий:
- 3.1. Лекции
- 3.2.Практические занятия
- Планы практических занятий
- Баллада в творчестве в.А. Жуковского
- Любовная лирика а.С. Пушкина
- Роман а.С. Пушкина «евгений онегин»: поэтика времени и пространства
- «Капитанская дочка» а.С. Пушкина: особенность повествования
- Религиозные мотивы и ритуальные формы в творчестве м.Ю. Лермонтова
- «Герой нашего времени» как объект эстетического осмысления в романе м.Ю. Лермонтова
- Поэма н.В. Гоголя “мертвые души”: поэтика названия
- 3.3. Задания для подготовки к коллоквиуму
- Словарь терминов и персоналий
- 4.1. Литературные направления
- 4.2. Литературные кружки и общества
- 4.3. Поэтические жанры и манифесты
- Формы текущего, промежуточного, рубежного и итогового контроля
- 5.2. Примерные вопросы к зачету
- 6. Приложение Научно-исследовательские работы автора курса
- Архитектоника русской стихотворной молитвы
- Религиозно-философская основа «Невыразимого» в.А. Жуковского
- Э.М. Афанасьева Арзамасское имя: ритуально-мифологические основы эстетической шутки
- Литература
- Примечания
- Образ читателя и феномен чтения в романе м. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»