Религиозные мотивы и ритуальные формы в творчестве м.Ю. Лермонтова
I. Философский спор о Лермонтове в конце XIX - начале ХХ вв. между В. Соловьевым (“Лермонтов”) и Д. Мережковским (“Лермонтов - Поэт сверхчеловечества”). Прочитать, на выбор, одну из этих статей; определить философскую позицию автора и его оценку творчества Лермонтова, характер толкования религиозных взглядов поэта.
II. Исповедь и молитва в лирике Лермонтова. Молитвенная лирика: проблема эволюции.
Поэтика ранних “Молитв” (1829, “Моя мольба”, “Юнкерская молитва”):
- “Молитва” 1829 г.: ритуальная форма и богоборческое содержание
Шутливые “молитвы” Лермонтова (игровая трансформация ритуальной формы в “Моей мольбе”; “Юнкерская молитва” и традиции военного фольклора).
2. Молитвенная лирика второй половины 1830-1840 гг.
-“Молитва” (“Я, Матерь Божия, ныне с молитвою”): особенность молитвенной ситуации; стихотворение в контексте лирики 1837 г. (“Ветка Палестины”, “Когда волнуется желтеющая нива”); 1837 год в судьбе Лермонтова.
- “Молитва” о молитве (1839 г.); авторская концепция слова (ср. со стихотворением “Есть речи - значенье...”)
- Стихотворение “Благодарность” 1840 г. (проблема “двойной адресации” и особенность лирического диалога).
III. Исповедальные поэмы Лермонтова.
1 Исповедь как литературный жанр. Особенность исповедальных ситуаций в творчестве Лермонтова. (См.: Лермонтовская энциклопедия. С. 201).
История замысла поэм о монахе. Поэмы “Исповедь” 1830 и “Боярин Орша” 1835-36 (типы ритуальных ситуаций, пространственно-временная организация поэм; испанский и древнерусский колорит).
Поэма Лермонтова «Мцыри»:
- Традиции грузинского фольклора в “Мцыри”; христианские и языческие мотивы; поэтика эпиграфа;
- Образ героя, романтический конфликт.
- Исповедальный монолог героя, мотивы бессмертия души, воспоминания, завещания.
IV. На основании собственного исследования сделать вывод о характере освоения религиозных жанров, ситуаций Лермонтовым в разные периоды творчества.
Литература:
Лермонтовская энциклопедия (по названию произведений).
Соловьев В. Лермонтов // Соловьев В.С. Литературная критика. М., 1990. С. 274-291. Или:
Мережковский Д.С. Лермонтов - Поэт сверхчеловечества // Мережковский Д.С. В тихом омуте. М., 1991. С. 378-415.
Афанасьева Э.М. “Молитва” в русской лирике XIX в.: логика жанровой эволюции. Автореферат... - Томск, 2000. - С. 6-10; 11-16.
Афанасьева Э.М. “Моя мольба” и “Юнкерская молитва”: поэтика шутливых “молитв” Лермонтова // Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия: Филология. 2000. Вып. 6 (22).С. 22-25.
Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. Л., 1976. С. 198-213.
Ходанен Л.А. Поэмы М.Ю. Лермонтова. Поэтика и фольклорно-мифологические традиции. Кемерово, 1990. С. 32- 52.
Дополнительная литература:
Русская стихотворная “молитва” XIX века. Антология. Томск, 2000. С. 20-29; 223-225.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»
- Учебно-методический комплекс по дисциплине
- Содержание
- Рабочая программа дисциплины История отечественной литературы XIX века (первая треть)
- 031300.62 – Журналистика
- 4. Структура и содержание дисциплины «История отечественной литературы XIX века (первая треть)»
- 4.1. Объём дисциплины и виды учебной работы (в часах)
- 4.1.1. Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом
- 4.1.2. Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)
- 4.2 Содержание дисциплины
- 5. Образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 2. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов
- 3.Учебно-методические материалы (умм). Методические рекомендации для преподавателей по следующим видам занятий:
- 3.1. Лекции
- 3.2.Практические занятия
- Планы практических занятий
- Баллада в творчестве в.А. Жуковского
- Любовная лирика а.С. Пушкина
- Роман а.С. Пушкина «евгений онегин»: поэтика времени и пространства
- «Капитанская дочка» а.С. Пушкина: особенность повествования
- Религиозные мотивы и ритуальные формы в творчестве м.Ю. Лермонтова
- «Герой нашего времени» как объект эстетического осмысления в романе м.Ю. Лермонтова
- Поэма н.В. Гоголя “мертвые души”: поэтика названия
- 3.3. Задания для подготовки к коллоквиуму
- Словарь терминов и персоналий
- 4.1. Литературные направления
- 4.2. Литературные кружки и общества
- 4.3. Поэтические жанры и манифесты
- Формы текущего, промежуточного, рубежного и итогового контроля
- 5.2. Примерные вопросы к зачету
- 6. Приложение Научно-исследовательские работы автора курса
- Архитектоника русской стихотворной молитвы
- Религиозно-философская основа «Невыразимого» в.А. Жуковского
- Э.М. Афанасьева Арзамасское имя: ритуально-мифологические основы эстетической шутки
- Литература
- Примечания
- Образ читателя и феномен чтения в романе м. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»