logo search
ежедневник-пролог

3.12. Дела человеческие

(Слово пр. отца нашего Арсения о делах человеческих)

Как несомненно то, что все бы мы желали быть в царствии небесном, так не подлежит сомнению и то, что при всем желании войти в него, почти также все мы, на пути к нему, ставим сами себе препятствия, ради которых и остаемся вне него. В чем же именно состоят эти, нами самими делаемые себе препятствия? Что отвечать на сие? Ответим следующею вещью, которую некогда показал Ангел преподобному отцу Арсению, Великим именуемому.

Однажды, сидя в келии, Арсении услышал голос, который говорил ему: "ступай, и я покажу тебе дела человеческие". И встав, вышел он на некоторое место. Тут Ангел Божий показал ему человека, который, нарубив тяжелое бремя дров, покушался поднять его и не мог. Вместо того чтобы отложить тяжести, человек этот снова начинал рубить дрова и прилагать к бремени и так поступал много раз. Несколько далее, Ангел показал Арсению другого человека, который, стоя при колодце, черпал воду из оного и наливал в очень малое ведро; от этого вода снова изливалась в колодезь. "Подожди еще немного, "сказал затем Ангел: "и я покажу тебе еще нечто". И вот, увидел Арсений церковь и двух мужей, сидевших на конях и силившихся внести бревно во врата храма; но поскольку бревно они держали поперек ворот и ни один из них не хотел оборотить дерево в длину, то оба они и остались вне церкви. Показавши все это, Ангел дал Арсению следующее объяснение виденного им: "оставшиеся, сказал он: "вне храма суть творящие добродетели с гордостью и не хотящие ходить смиренным путем духовным; ради этого они остаются вне царствия небесного. Секущий же дрова служит подобием тех, которые во многих грехах живут и вместо того, чтобы загладить их покаянием к старым грехам прилагают еще новые. Черпающий же воду есть образ человека, который и добрые дела творит, и грехов не оставляет и потому губит награду, которую бы должен получить от Бога". — "Достоит же", заключил свое объяснение Ангел: "всякому человеку с чистотою добродетели стяжати, да не вотще трудится".

Не правда ли же, братие, что или в людях, оставшихся вне храма, или в человеке секущем дрова, или, наконец, и в черпающем воду, каждый из нас может узнать самого себя? Да, поистине, так; ибо и мы нередко бываем духовно горды и к старым грехам постоянно прибавляем новые и, творя добрые дела, не оставляем в то же время и злых. "В виду же всего этого, на будущее время будем внимательны к своему нравственному состоянию", обратим внимание на свое сердце и жизнь и будем смотреть, есть ли в них хотя бы начатки той чистоты, и того совершенства, которые необходимы для того, чтобы войти в царствие Божие. Те, которые обретут в себе некоторый залог будущего блаженства, да поспешат принести его в дар Господу и Спасителю своему, как плод не столько собственных усилий, сколько Его всемощной благодати. А те, которые, приникая к лицу бытия своего, обретут образ души своей темным и неблаголепным, "те да не замедлят просветиться светом христианских добродетелей" (Воскресенье Чт. 1840 г. № 18, стр. 163) Аминь.