logo
ежедневник-пролог

5.06. О наказании детей

(Слово св. Василия о смерти)

Для достижения спасения, прежде всего, необходима любовь к Богу и ближнему. Без любви ни вера, ни добрые дела не спасут нас. "Аще,  — говорит Апостол, — имам всю веру, яко и горы преставляти, любве же не имам, — ничтоже есмь " (1 Кор. 13, 2). А между тем, сколько есть христиан и не помышляющих о любви! Живет человёк, ходит в церковь, молится, постится, пожалуй, подает и милостыню; но все это делает только потому, что это нужно и другие так делают; а на самом деле сердце его холодно, и он ни к Богу сердцем и умом своим не стремится, да и к ближним сердце его неподатливо. Этот, братие, так часто незамечаемый нами недостаток в нас, есть недостаток гибельный. Без любви, повторяем, ни вера, ни добрые дела не спасут нас; ибо Бог есть любовь, и только кто живет в любви, в Боге живет: и любовь, в деле спасения, главное основание всему есть.

Св. Василий в слове о смерти говорит: "Какая польза будет нам, чада, если весь мир приобретем, а любви иметь не будем? Какой будет успех тому, кто уготовал бы роскошный обед и упросил бы царя или князя прибыть на оный? и приготовил все, что нужно, а соли не поставил? Не будет ли он посрамлен от тех, которых звал? Так и в деле спасения, какая польза всуе трудиться без любви, без которой ни одно дело не может быть угодно Богу? Если кто соблюдает девство, или пост, или молитву, или странноприимство, или дар приносит Богу и в церковь что-либо приносит от плодов своих, или другое что делает без любви; все это ни во что вменится Богом, ибо Он без любви всего этого не требует.

Поэтому никогда и не помышляй делать что-либо без любви. Если скажешь: "не хочу примириться с братом моим, а Христа люблю, " — обрящешься ложь, ибо в этом обличает тебя апостол Иоанн: "кончина бо закону, говорит, любы". — "Оле, — восклицает далее св. Василий, — сила любве непобедимая! Оле, сила любве бесчисленная! Ничтоже есть любве боле ни на небеси, ни на земли. Сия святая любы есть глава добродеяния. Любы есть знамение, есть соль всякому добродеянию. Блажен человек, который, прежде всего, приобретает любовь: ему награда каждый день растет, ему уготовляются венцы, его ублажают все Ангелы и от него Бог никогда не отлучается. Бог любы есть: иже живет в любви, в Бозе живет и Бог в нем и любовью все есть".

Отсюда видите, братие, что любовь в деле спасения должна быть, прежде всего, утверждена в сердце нашем, и что она есть основание всего закона христианского. Поэтому и старайтесь возгревать ее в себе, укоренять это начало всякого добра, все делать из любви к Богу, для прославления имени Его, и помнить, что все, что делаем не ради Бога — неугодно Ему и неполезно, следовательно, и для нашей души. А чтобы утвердить в себе эту любовь, чаще воспоминайте о Боге, совершенствах и делах Его. "Возводи, говорит св. Димитрий Ростовский, возводи умные очи сердца твоего, о, человече, и разжигай сердце свое к Божественной Его любви, и возбуждай свою душу к Божественному Его желанию… Да ничтоже тя отторгнет, да ничтоже ти препнет, да ничтоже ти возбранит, да ничтоже тя отсечет от Господней любви и Божественного Его желания, ни скорбь, ни теснота, ни глад, ни гонение, ни огнь, ни меч: Той бо есть твой живот, Той твое спасение, Той твоя радость и веселие и присносущное наслаждение, и вечный покой" (Соч. св. Дим., ч. И, стр. 327–328). Аминь.