logo
ежедневник-пролог

4.08. Чтобы пища служила нам во здравие, нужно принимать ее с молитвою и благодарением Богу

(Слово от Патерика о ядущих монасех на трапезе)

Отчего это бывает, братие, что иной вкушает роскошные и сладкие снеди, а все жалуется и на безвкусие пищи, и на недостаток аппетита и здоровьем хил бывает? И отчего это, наоборот, другой только и вкушает, что хлеб да воду, а между тем и этою трапезою доволен и не желает сладких снедей и здоровьем цветет? В первом случае, оттого часто человеку и сладкие снеди не идут в прок, что он забывает, что пища есть дар Божий, что должно вкушать ее с благодарением и молитвою и быть довольным тем, что Бог посылает; а другому оттого и хлеб, и вода па пользу идут, что он с благодарностью приемлет их от руки Господней, и с благоговением и молитвою вкушает их.

Раз, один прозорливый старец наблюдал над иноками, которые сидели за трапезою и все вкушали одинаковую пищу. И видел он: одни из них вкушали мед, другие хлеб, а третьи нечто весьма нечистое (матыла, — по-русски, навоз ). Удивился старец такому различию во вкушении и стал молиться Богу, говоря: "Господи, открой мне эту тайну: ведь на трапезе всем предложена одинаковая пища: почему же она так изменена для некоторых, и представляется, что одни едят мед, другие хлеб, а иные нечто нечистое?" И, вот, старец услышал свыше глас, говорящий: "Которых ты видел ядущими мед, это те, которые со страхом и трепетом и радостью духовною сидят на трапезе, и непрестанно молятся, и молитва их, как кадило, восходит к Богу, потому пища и медом им кажется. Те же, которых ты видел вкушающими хлеб, это которые довольны пищею, посылаемою им от Бога; а те, которые, казалось, едят нечто нечистое, — это, которые, при вкушении пищи, ропщут и говорят: это хорошо, а это гнило. Поэтому не следует так помышлять, а благодарить и славить Бога, чтобы исполнилось сказанное: аще ясте, аще ли пьете, аще ли ино что творите, вся во славу Божию творите " (1 Кор. 10, 31).

Что же отсюда следует? То, во 1-х, что мы должны быть довольными тем, что Господь посылает в пищу; во 2-х, принимать ее с благодарением и молитвою, и в 3-х, помнить, что при таких только условиях пища будет и для вкуса приятною, и для здоровья полезною. И все это, братие, сущая истина: посмотрите на древних подвижников: иные из них и питались то лишь одними злаками и кореньями, а между тем жили по сто лет и более. И посмотрите на многих из нынешних христиан: постоянно меняют пищу, а при этом постоянно также лечатся и часто даже до преполовения жизни не доживают. Ясно, что первые оттого доживали до древних лет, что были неразборчивы и воздержны в пище и всегда принимали оную с молитвою; а последние и разборчивы, и невоздержны, да и забывают часто даже оградить себя крестным знамением, садясь за стол. Да не будет последнего между нами, братие! Что Бог пошлет, тем и будем довольны, а наипаче за пищу Бога не забудем благодарить. Нечего нам подражать моде: Иже бо аще , говорит Господь, постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и Сын Человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего со Ангелы святыми (Мк. 8, 38). Не забудем этого. Аминь.