logo
ежедневник-пролог

3.04. О вечных мучениях грешников

(Слово св. Иоанна Златоуста о глаголющих, яко несть грешным муки. Прол. Апр. 3)

Некоторые говорят, что вечных мук не будет, и что Господь угрожает ими лишь для того, чтобы в грешников страх вселить. Но так ли все это на самом деле?

Св. Златоуст говорит: "некоторые из грехолюбцев говорят, что вечных мук не будет. Таковые с еретиками осудятся… Что вечные муки будут, то показал Господь, наказывая грешников еще и в сей жизни. Так за грехи свои мы принимаем наказание и ныне: или несчастная для нас война бывает, или пожар, или голод, или падеж скота, или смерть посещает наши семьи, или от болезней мы страдаем. Все это и ныне приходит к нам за наши грехи. Кроме указанного, бывает, и огонь нас попаляет, и вода потопляет, и гром и молния поражают… И это в сей жизни… А в будущей мука вечная грешников ожидает. И веруйте, братие, что подлинно мука вечная ждет грешников. Спроси жидов и еретиков и, наконец, самих бесов, и они скажут тебе единогласно, что есть суд и мука и воздаяние каждому по делам его и что грешников Бог наказывает, а праведников венчает славою. Так уверь же свою душу и научи ее не выдумывать ложных учений. Адам до греха не испытывал мучений и не слышал о них. А мы тысячу раз слышали о них и все-таки вот веры не имеем. Мы слышали о братоубийце — Каине, о том, как погиб род человеческий ради скверных грехов, о гибели Содома и Гоморры. Но слышали также, что Ной за свою праведность избавлен был от потопа, а Лот от огня. Значит, вы должны были убедиться, что Бог правосуден и праведников хранит, а нечестивых наказывает. Да и здесь, на земле, вы видите, что злодеи не остаются без наказания. О, братие, веруйте истинно, что есть грешным мука, и пусть пример Содомлян напоминает вам ее.

Итак, братие, несомненно, что вечные муки для грешников будут, и грешникам их не избежать. И эти муки будут ужасны. "Это будет, говорит один из учителей церковных, мучительнейшее ощущение пустоты и томления в сердце и чувство нестерпимой жажды без надежды утолить ее; это будет еще горькое воспоминание о прошедшей жизни, ясное и безотрадное представление своих грехов, которые явятся тогда пред сознанием во всей отвратительной наготе своей и безобразии, ужасные упреки совести и мучительнейшее, впрочем, бесполезное сожаление о потерянном времени и средствах к приобретению блаженной вечности и, наконец, тяжкое чувство гнева Божия. Сие то все, конечно, составит того неусыпаемого червя, который, по слову Писания, будет точить тогда сердца грешников (Мар. 9, 44–46). составит ту скорбь и тесноту, которые, по слову Апостола, ожидают творящих злое (Рим. 2, 9) и будут причиною того горького плача и скрежета зубов, о которых часто говорится в Евангелии (Мф. 22, 13), (Богословие, Антония, стр. 269–270).

О, Господи, избави нас вечных мук и огня геенского; о, Господи, в покаянии прими нас, даждь нам помысел исповедания грехов наших и всели в нас корень благих, страх Твой в сердца наши! Аминь.