logo
ежедневник-пролог

3.01. Без причащения Тела и Крови Христовых спастись нельзя

К ПРИХОЖАНАМ, ЖИВУЩИМ СРЕДИ РАСКОЛЬНИКОВ

(Слово о святем Василии Велицем и о Ефреме Сирине повесть душеполезна. Прол. Янв. 3)

В Прологе на третий день января, в слове о святом Василии Великом и о Ефреме Сирине, между прочим, говорится: "святое причастие есть богатство неистощимое… и всего мира честнее есть Тело и Кровь Сына Божия". Что значат эти слова? По нашему мнению, то, что если Тело и Кровь Сына Божия честнее всего мира есть; то они и должны быть для христианина драгоценнее и необходимее всего и без них спастись нельзя. Но вы возразите мне: а как же раскольники — беспоповцы говорят, что со времен патриарха Никона причащения истинного нет и потому причащаться можно только духовно: читать писания, молиться, поститься и делать добрые дела. Что мне ответить вам на это?

Апостол Павел говорит: елижды бо аще ясте хлеб сей и чашу сию пьете, смерть Господню возвещаете, дондеже приидет (1 Кор. 11, 26). Какой хлеб и какую чашу? Конечно, Тело и Кровь Христовы. Что значит: дондеже приидет? До тех пор, пока приидет Спаситель на суд. Итак, вот уже здесь первая ложь раскольников, что со времен патриарха Никона истинного причащения нет. Оно, как видите, пребудет до страшного суда Христова, и какое-то особенное, духовное причащение, поэтому выдумывать не следует. Посмотрим теперь далее: можно ли спастись без причащения Тела и Крови Христовых.

Христос Спаситель говорит: аминь, аминь глаголю вам: аще не снесте плоти Сына человеческого, не пьете крове Его, живота не имате в себе (Иоан. 6, 53). Слышите ли? Сам Господь говорит, что без причащения спастись нельзя. Что скажут нам теперь отцы и учители Церкви? Да то же самое, что и Христос Спаситель. "Для вечной жизни, говорит Св. Василий Великий, необходимо причащение Тела и Крови Христовых" (в нрав, правилах. Прав. 21е).

Св. Златоуст такое страшное таинство может ли кто презирать (не употреблять), кроме человека, лишенного вовсе ума и чувств (0 священстве, слово 3-е).

Наконец, св. Кирилл Александрийский: "Иже церкви Божия и причастия Св. Таин удаляют себе, врази Божии бывают и бесом друзи" (Сборник в слове: боюся смерти, л. 118).

Кажется, довольно. Да, довольно и с раскольниками. Помыслим с св. Златоустом, какой чести удостоены мы, какою наслаждается трапезою! На что с трепетом взирают Ангелы и не смеют воззреть без страха, по причине сияния, отселе исходящего; тем питаемся мы, с тем сообщаемся и делаемся одним телом и одною плотью со Христом. О, кто возглаголет силы Господни, слышаны сотворит вся хвалы Его (Пс. 105, 2)! Аминь.