logo
ежедневник-пролог

2.11. С кающимися грешниками должно обращаться кротко

(Из слова о святом Серапионе, како спасе блудницу)

Случается, что на некоторых и из величайших грешников находят минуты глубокого раскаяния: и в эти-то минуты они, не находя в самих себе источника утешения, спешат к ближним, передают им скорбь о грехах своих и просят научить: что им делать? Как спастись? и т. п. — Братие! Если бы к кому-нибудь из вас пришел подобный человек и стал просить у вас помощи, — как бы вы поступили с ним? Не знаю: но только вообще заметить должно, что у иных принято — тех, которые заклеймены именем великих грешников, или вовсе гнать, или уже читать им такие наставления, после которых, в другой раз, они уж и сами к нам ни ногой. А поступать так не следует. Мне кажется, мы много бы поубавили этих великих грешников, если б обращались с ними кротко и снисходительно и возливали на раны их бальзам милосердия.

Однажды преподобный Серапион, пришедши, по нужде, из пустыни в город, увидел блудницу, сжалился над ней и стал усердно просить Бога о её спасении. Молитва его была услышана: блудница пала к ногам его и с воплем сказала ему: Отче будь милостив, куда хочешь, отведи меня, только бы мне спастись; ведь ради этого Сам Господь послал тебя ко мне!" Серапион исполнил её просьбу, взял ее с собою и привел в женский монастырь. Там, поручая ее попечению игумении, он последней сказал: "не накладывай на нее никакого запрещения, но пусть спасается как ей угодно; не трогай её". Что же? благое распоряжение принесло и благие плоды. Чем более грешница видела кротости и любви в других, тем глубже сознавала недостатки собственные, и потому тем скорее старалась загладить их. Немного поживши в монастыре, она сама сначала пожелала вкушать пищу однажды в день, затем через день, затем пожелала уединения и, наконец, — заключает сказание, — тако покаявшись, угоди Господеви и, спасшися, успе о Господе.

Не со словом, посему, обличения сурового, а в духе кротости Евангельской будем обращаться с грешниками кающимися. Чтобы пересадить дерево из дурной почвы в хорошую, не вырывают его зря из дурной почвы, а выкапывают с величайшей осторожностью; иначе и совсем его загубить можно. Так точно, и с грешником кающимся, как с деревом погибающим, но ожить еще могущим, чтобы удобнее пересадить его в вертоград Христов, мы должны обращаться кротко и осторожно. Аминь.