logo
ежедневник-пролог

21.05. Против отчаяния

(Слово от Патерика)

Тяжкой ответственности пред Богом подвергается тот, кто постоянно грешит и говорит при этом: "э, ничего, Бог все простит!" Но еще тягчайшей подложит тот, который, зная за собою множество грехов, начинает думать, что уже Бог и не простит, и потому погружается в глубину зол и говорит: "все равно, пропадать так пропадать". Этот последний грех, называемый грехом отчаяния, есть лютейший из всех грехов, и кто умрет в нем, тот прощения от Бога не получит. Поэтому и дьявол ни о чем так не старается, как о том, чтобы человека ввести в этот грех и погубить безвозвратно. В виду этого, конечно, и мы должны более всего бояться этого греха и всеми силами своей души гнать его от себя прочь. Согрешил ты: скорей прибегай к Богу с раскаянием, плачь, молись, заглаждай свой грех всеми, какими только можешь, добрыми делами, и Господь простит тебя. Всегда помни, что если прибегнешь к Богу с чистосердечным раскаянием, то никакой грех не может победить Его беспредельное милосердие.

Один инок, вышедши из келии, впал в смертный грех. Когда он возвращался в келью, дьявол и стал внушать ему: "зачем идешь в келью? ведь тебе уж прощения не будет, ступай в мир" Поняв, что враг хочет ввести его в грех отчаяния и окончательно погубить, инок сказал: "откуда это вы пришли ко мне, лукавые помыслы, и зачем оскорбляете меня? Неужели я не вижу, что вы хотите, чтобы я совсем отчаялся и погиб? Нет, этого не будет!" И с этими словами вошел в келью и предался безмолвию, как и прежде. Что же случилось? Старцу, соседу его, Бог открыл, что инок пал и вместе победил. Тогда старец пришел к согрешившему и спросил: "как живешь?" "Хорошо, отче", — сказал инок. Старец снова спросил: "не случилось ли чего-нибудь с тобою в эти дни?" "Нет, ничего," — сказал монах. Тогда старец сказал: "а мне Бог открыл, что ты и после падения в грех вышел победителем" После сего инок рассказал о своем падении и о том, как он боролся с помыслами. Старец в заключении воскликнул: "воистину, брат, рассуждение твое сокрушило всю силу вражью".

Сохрани же вас Бог, братие, после какого-либо греха опустить руки, совсем отдаться вашему врагу и сказать: "ну, уж все равно, заодно погибать!" Ничего нет ужаснее этого, ничего отвратительнее. Подумайте, сколько в подобной, при отчаянии, распущенности заключается мерзостей! Тут и безверие, и бессердечие, и ожесточение, и самая грубая неблагодарность к Богу, и развращенность сердца. Все нечистое и порочное, как в зеркале, отражается в душе такого человека. Стоит ли он названия христианина? Заслуживает ли прощения? Увы, вне царствия Божия, говорит слово Божие, псы, и чародеи, и любодеи, и убийцы, идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду (Апок. 22, 15); а тем более, скажем от себя, люди отчаянные, неверующие в милосердие Божие и жестоковыйные. Убоимся же грозного суда Божия и, как бы тяжело ни согрешили, положив начало исправлении, станем оплакивать свои грехи, но плачь растворим надеждою помилования. Аминь.