logo
ежедневник-пролог

24.07. Бог избавляет от напастей нищелюбцев

(Слово о милостыни, яко тою всякие напасти избудем, и Царство Небесное получим. Прол. Июля 24)

Благочестивый Израильтянин Товит, делая наставления сыну своему Товии между прочим говорил: "Из имения твоего подавай милостыню, и да не жалеет глаз твой, когда будешь творить милостыню, ни от какого нищего не отвращай лица твоего: тогда и от тебя не отвратится лице Божие. Когда у тебя будет много твори из того милостыню, и когда у тебя будет мало, не бойся творить милостыню и понемногу. Ты запасешь себе богатое сокровище на день нужды" (Тов. 4, 7–9). Как понимать эти слова?

Был никто в Александрии христолюбец, человек богатый и милостивый. Он имел обыкновение ежемесячно раздавать щедрую милостыню старцам и нищим. Но, вот однажды, этого человека постигло несчастие. Злые люди оклеветали его перед воеводою и разграбили имение и его, и жены, и детей, и даже его тестя. Нищелюбец из богача сделался бедным, а дьявол возрадовался тому, что ему нечем будет творить милостыню. Но друг нищих и в бедности не переставал ежемесячно из последнего помогать им. Так прошел месяц, прошел другой, наступил третий. Нищие опять пришли и сказали рабу милостивца: "скажи своему господину, чтобы оделил нас милостынею и сегодня, как прежде". Раб пошел и сказал, да еще и от себя прибавил: "что ты раздаешь последнее; чем ты будешь жить?" Господин отвечал: "Ведь если не поможем им, гнев Господень постигнет нас, и потому, пока живы, разделим с ними и последнюю копейку". И что же? Господь призрел, наконец, на Своего раба и от нужды и напастей его избавил. Нищелюбец явился к воеводе, рассказал о своем бедствии и умолял произвести расследование его дела. Воевода внял мольбам невинного, произвел строгое расследование, и клевета врагов его была обнаружена. Нищелюбцу возвращены были все его имения, а его враги, разорившие его, были строго наказаны; Все это произошло, заключает сказание, милостыни его ради. Поэтому и мы случающаяся с нами напасти будем терпеть… ожидая от Бога великой милости".

Итак, вот как надо понимать слова Товита, к сыну: надо понимать так, что милостыня наша никогда не будет забыта Богом и от нужды и напастей всегда избавит нас. И упомянутый нищелюбец подтверждает это собою как нельзя лучше. Уповая на Бога, он, и в нужде будучи, последнее отдавал бедным, и Бог видел это и, чтобы показать, что видел, снова возвратил ему все имения его и пред всеми невинность его открыл.

Так справедливо, братие, что милостынею мы запасаем себе богатое сокровище на день нужды. А потому и будем держаться ее и прилежать ей. Аминь.