logo
ежедневник-пролог

10.07. Против гордости

(Слово о величавых и возносящихся)

Известно, что от гордости погиб и высший из ангелов Денница со своими клевретами, а равно и то, что гордость была причиною падения и наших прародителей. Соблазнили последних слова дьявола: будете яко бози (Быт. 3, 5) и вот из-за гордости и непослушание Богу явилось, и заповедь Божия нарушена, и осуждение за грех на смерть, и изгнание из рая последовали. Примеры эти, как доказательства того, что гордость есть величайшее зло, казалось бы убедительны; но, к сожалению, далеко не все ими пользуются. Много еще и теперь можно встретить людей со спесью на лице, с гордостью в сердце. Много и теперь есть мечтающих: на небо взыду, выше звезд небесных поставлю престол мой… взыду выше облак, буду подобен Вышнему (Ис. 14, 13–14). Жалкое заблуждение! ибо горе, говорит Исаия, тем, иже мудри в себе самих и пред собою разумны (Ис. 5, 21). И поистине горе им! Ибо Бог им противится и людям часто они бывают несносны и жалки в себе самих. Устоит ли, например, гордый в несчастии? Никогда. Да, горе им! Мерзок, говорит слово церковное о величавых и возносящихся, мерзок пред Богом и людьми всякий возносящийся. Начало человеческого греха есть гордыня, и держащийся ее мерзок всем и в конце совершенно отпадает от Бога. Сердце гордого не имеет умиления. О, убогий человек, ради чего возносишься? ведь ты земля и пепел. И что безумнее гордого? Возносящегося и величающегося ничему более и уподобить нельзя как мыльному пузырю. О, гордый, познай свое заблуждение ведь ты смертен, а мечтаешь о себе, что как будто бы вечно будешь жить. Высоко подобно орлу мыслию паришь: но Господь говорит, что и оттуда тебя свергнет, ибо Он гордым противится, и очи величавых смирит и воздаст воздаяние гордым. Тогда только они и раскаются, и скажут: какую же пользу принесло нам величание наше? И что богатство с гордостью помогли нам? — Прешли они как тень, а мы вечной муке предаемся. Не правда ли же, братие, что гордым по истине горе? Быть противным Богу, быть мерзким людям, быть жалким в самом себе, что может быть ужаснее положения подобного? Пусть же гордые смирятся этим и в заключение послушают, что говорит им святитель Тихон: "Чем блуждать тебе, — учит он, — по чуждым тебе высотам и смотреть с презрением на других, смотри лучше долу, чаще обращайся к родной земле, которую попираешь; ибо ты сам земля и в землю пойдешь (Быт. 3, 19), — и твой прах будет попираем. Твоему взору предлежат места смертного покоя, это кладбища; распознай же, где здесь лежит царь и где воин, где славный и не славный, богатый и нищий, сильный и немощный, благородный и простой, ученый и некнижный, — распознай и вместе хвались здесь своим благородством, превозносись своим разумом, величайся красотою, богатством, честью, исчисляй пройденные тобою классы и полученные знаки отличая… — О, бедное ты создание! бедное как по началу жизни, так по продолжению и концу ее! (Воскр. Чт. 1840 г. № 30, стр. 269). Аминь.