logo
ежедневник-пролог

13.08. О разрешительной молитве к прихожанам, живущим среди раскольников

(Слово о монашестем житии и о епитимиях)

Над умершими, во время отпевания их, читают разрушительную молитву. Что она, братие, приносит пользу душам усопших или нет? Конечно, приносит; ибо если бы не приносила, то ее бы и не читали; а с другой стороны польза ее умершим может быть доказана и тем, что переселившиеся в загробный мир сами свидетельствуют о ее благотворности для них.

Петр — пресвитер о св. Григории, папе римском, рассказывал следующее: Св. Григорий создал некогда великий монастырь и заповедал игумену наблюдать, чтобы из братии никто ничего не имел в келии своей. Один монах этого монастыря, имевший брата-мирянина, просил последнего, чтобы сей купил ему срачицу. Мирянин дал иноку три златницы и сказал: "купи сам, какую знаешь". Монах взял золото и держал оное у себя. Другой же монах увидал у него золото и сказал об этом игумену, а игумен патриарху. Монах, хранивший золото, был отлучен на время от Св. причащения, и вскоре, не разрешенный от эпитимии, умер. Св. Григорий узнал об этом и стал сильно скорбеть, что не успел при жизни разрешить инока от наложенного запрещения. Желая же чем-нибудь помочь усопшему, он написал молитву о разрешении его на хартии, отдал ее архидиакону и велел прочитать при гробе умершего. Архидиакон пошел ко гробу и разрушительную молитву прочитал. В эту же ночь игумен монастыря того увидел умершего брата и в недоумении и спросил: "ведь ты умер?" "Да," — отвечал умерший. Игумен сказал: "где ты был доселе? Инок сказал: "до вчерашнего дня я в темнице был, но после девятого часа был освобожден от нее". Когда игумен рассказал это видение, то все узнали, что именно в тот час, в который архидиакон над умершим прочитал молитву, в тот час и была освобождена душа его из темницы.

Итак, что разрушительная молитва полезна душам усопших, в этом не может быть сомнения. Но, теперь заметьте, братие, что она полезна и вам, живым, и вам дает поучение. Начало ее показывает, что прощать грехи может только священник законно рукоположенный; а далее в ней сказано, что прощать он может не некоторые только грехи, а все, как и читает: "да сотворит чрез мене смиренного прощено и сие по духу чадо от всех елика согреши Богу словом, или делом, или мыслью, волею или неволею, ведением или неведением." А отсюда что? Во 1-х, то, что если один только пресвитер законно рукоположенный может прощать грехи, то и знайте, что живущие между вами раскольники, как исповедующиеся у простецов, прощения на исповеди не получают; во 2-х, и то еще, что вы не должны слушать их упреков, что наша св. Церковь и великих грешников прощает и допускает до Св. причащения. Из разрешительной молитвы вы слышали, что священник может прощать все грехи, и следовательно, в его власти наложить на кого эпитимию или нет, — увеличить время ее или умалить, как и учат св. отцы: "запрещения повелена быша, якоже и написана суть; не подобает же на время запрещений взирати, но на образ покаяния" (Кормч. ч. 1, л. 247 и на об.). А указывая на все это, разрешительная молитва и учит вас бегать от раскольников, не слушать их бредней и быть в полном и безусловном послушании у матери вашей — св. Церкви Православной.

Не правда ли же, братие, что разрешительная молитва полезна и душам умерших, и вам живым? Думаем, что в этом вы согласитесь с нами. Аминь.