logo
ежедневник-пролог

5.07. Ищущим чудес

(Слово св. Иоанна Златоустаго о жидех, како в пустыни прогневаша Бога, да никтоже, сия слышав, преступить заповеди Божия)

Люди, ленивые к делу своего спасения, желая оправдать свое духовное нерадение, часто говорят: "я оттого мало тружусь для своего спасения, что не вижу чудес. Вот, как бы видел чудеса вокруг себя и над собою, тогда бы и жил по-другому и великим постником и молитвенником был". Так ли?

Св. Златоуст об Иудеях, странствовавших по пустыне, говорит: "не вся ли видимая тварь служила им? На торг не ходили, ничего не покупали, а наслаждались всем. Не пахали, не сияли, не требовали дождя, не веяли, не молотили, не нуждались в печалях, ни одежд не ткали себе, но все им, по слову Божию, было, и имели готовую и обильную пищу без труда. Господь их манною питал; одежда и обувь у них не ветшала; болезней они не знали, о врачах и лекарствах не помышляли. Извел их Бог из Египта с серебром и золотом. Днем зной солнечный не вредил им, потому что столб облачный покрывал их, а ночью в свечах не имели нужды, потому что столб огненный источал им свет и, как искусный вождь, указывал по пустыне путь. По морю они ходили, как посуху, и вода расступалась пред ними, и гробом была для врагов их. И камень реки источал, и птицы, служившие в пищу, как облаком покрывали стан их. А что сказать о других чудесах? Без пролития крови, как будто играя, врагов своих побуждали, и трубным звуком, и пением хананейских царей истребили. И все это сделано было для того, чтобы они лучше учение Моисея исполняли. И все преславные Божии чудеса вместо книги даны им были, чтобы они помнили о благодеяниях Божиих. Между тем и при такой благодати, и при таких чудесах, и при такой к ним милости Божией, и при таком учении Моисеевом, и при великих победах, и при чудесной пище, поскольку были непокорны и непослушны, устроили тельца, и воловьей голове кланялись, и идолов просили устроить себе, и все благодеяния Божий забыли, и не пошло им на пользу и учение Моисеево, потому что слабы в вере в Бога истинного были". Теперь, ищущие чудес, смотрите: сколько чудес сотворил пред Иудеями Бог? А, однако, неверные дотоле Ему, сделались ли верными после чудес? Увы! Но и вся история церковная говорит то же. Благочестивые оставались благочестивыми и без чудес, а нечестивые оставались нечестивыми и при чудесах. Вот книжники и фарисеи, вот Иуда: они ли не видали чудес? Однако первые не уверовали во Христа, а последний и предал. Да и что такое искание чудес? Это признак отсутствия любви к Богу, и лишь какое то наемничество. "Докажи мне, что Ты дашь мне небесные блага, тогда только для них я и буду трудиться, чтобы наслаждаться ими, а Сам Ты мне не нужен". И этого мало: искать чудес, значит искушать Бога. Разве Бог не знает лучше тебя, когда и пред кем явить чудо? Зачем же идешь против воли Божьей? Зачем искушаешь? Зачем себялюбием оскорбляешь? Нет, не ухищрениями и лжемудрствованиями нам указано идти в Царствие Божие, а сердцем простым и младенческим; не дух себялюбия в себе развивать, а кротость и смирение; не искушать Господа безрассудным исканием того, на что Им до времени завеса положена, а пленять свой разум в послушание Христово, т. е. со вниманием читать и слушать слово Божие и по оному располагать жизнь свою. Истинно говорю вам, учит Господь, — если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в царство небесное (Мф. 18, 3). Аминь.