logo
ежедневник-пролог

6.02. О различии между христианами древними и нынешними

(Память св. мучениц Марфы и Марии)

Многие говорят, что между христианами древними и христианами нынешними есть большое различие. Правда ли это?

Вот пред нами пример из жизни христиан древних.

В дни нечестивых царей, были мучимы святые за имя Христово, Между ними были две сестры-девы Марфа и Мария. Однажды мимо их дома шел воевода и, увидавши его, сестры воскликнули: "мы — христианки" Слова их воевода услышал, а они паки возопили: "мы — христианки!" Воевода сказал им: "уходите, вы еще молоды, и убивать вас не стоить". Марфа отвечала: "О, воевода, смерть мученическая есть не смерть, но жизнь во веки!" Воевода пришел в гнев и поставил сестер пред собою. Мария сказала: "что говорила сестра моя, то подтверждаю и я. Мы — христианки!" А в это время подошел еще отрок в иноческой одежде и тоже воскликнул: "что говорили Марфа и Мария, то же говорю и я. И я — христианин!" Пришедший в ярость военачальник велел распять их на трех крестах. Около них стояла их мать и, одобряя их, говорила: "Спаситесь же, дети мои: вы уже взяли венец у Христа". Мария с креста отвечала ей: будь спасена и ты, матерь наша, вместе с нами, ибо ты принесла нас в жертву Христу". И сказала еще палачу: "подожди немного и дай нам помолиться". Палач согласился, и Марфа воспела: "К Тебе возведох очи мои, живущему на небеси. Се, яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своея: такс очи наши ко Господу, Богу нашему, дондеже ущедрит ны". И, по окончании молитвы, Марфа сказала: "Если кто из братьев наших хочет, то пусть приходить и прощается с нами". Мария же сказала: "нужно ли приглашать? Ведь так, пожалуй, много народа придет". Марфа отвечала: "Не стыдись, сестра" что мы умираем позорною смертью за Христа. Ведь сегодня же мы будем в Иерусалиме небесном". И много народа собралось проститься со святыми. Началась казнь, и сестры с отроком Карионом, сказано, предаша Господеви души своя с веселием. Мать видела казнь своих детей и перед нею ободряла и укрепляла их.

Такова была жизнь древних христиан. Посмотрим, как теперь живут нынешние. Не говорим про всех, но очень многие стыдятся именоваться христианами, стыдятся изображать на себе крестное знамение, стыдится ходить в церковь. 0 соблюдении постов и не помышляют, вместо церкви ходят лишь на соблазнительные зрелища, о христианском воспитании детей и знать не хотят, и очень часто дети растут у них, как дикая неухоженная яблоня, и дают плоды самые горькие. О, что сказать о нравственной жизни многих и очень многих из нынешних христиан? О, лучше бы и не говорить о ней, так очень часто она бывает гнусна и позорна! Такова жизнь многих из христиан нынешних.

Да, братие, правду говорят многие, что есть большое различие между христианами древними и христианами нынешними. Но мы скажем, что не только есть большое различие, но и целая лежит бездна. Вглядитесь в большинство нынешних христиан: где у большинства святость мыслей и чистота намерений? Где подвиги самоотвержения и любви? Где плоды правды? Везде сухость и бесплодие, терн на терне и камень на камне. Так ли было в древности? С псалмами и песнями духовными шли последователи Христа на кресты и костры, и далее: инии избиени быша, не приемемше избавления, друзи же руганием и ранами искушение прияша, еще же и узами, и темницею. Каменем побеени быша, претрени быша, искушены быша, убийством меча умроша. Проидоша в милотех и козиях кожах, лишени, скорбяще, озлоблени: ихже не бе достоин весь мир, в пустынях скитающеся и в горах и в вертепах и пропастех земных (Евр. 11, 35–38). Вот каковы были древние христиане, и вот какая глубокая бездна лежит между ними и христианами нынешними.

Помолимся, братие, чтобы Господь соделал нас подражателями первых и дал покаяние и исправление жизни последним и да будет Христос посреди всех нас. Аминь.