logo
ежедневник-пролог

16.10. Против лицемерия

(Из слова о лицемерном чернце)

Очень часто можно встретить людей, которые вполне заслуживают название лицемеров или ханжей. Это те, которые, из-за мирских выгод, все усилия употребляют для того, чтобы наружно перед людьми показаться набожными, постниками, молитвенниками, милостивыми, внутри же — это люди, силы благочестия вовсе отвергшиеся (2 Тим. 3, 5). Подобных людей, по слову Господа, можно уподобить гробам окрашенным, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты (Мф. 23, 27). Горе им, если они во время не образумятся и не бросят своего притворства!

В монастыре, именуемом Галат, был монах, которого братия считали святым. В сущности же было не так: он был лицемер, постился, например, только при людях, настоящего же поста не соблюдал. Перед смертью его это притворство обнаружилось при следующих обстоятельствах. Сделавшись болен, он попросил придти к нему братий, — и те не заставили долго ждать себя, думая услышать от него, как от святого, слово назидания. Каково же было их удивление, когда он, весь трясясь и трепеща, начал говорить им: "Увы мне окаянному, братие! Ныне я предан лютому врагу, ибо жил нечисто. Пред вами, я являлся постником, а на самом деле им не был. И вот за это я теперь нахожусь во власти у дьявола. Он, в образ змия, обвился вокруг меня и с страшным мучением исторгает мою душу." "И сим убо от него реченным, прибавляет описатель сего сказания, абие умре: и не попусти Бог пребыти ему, дабы покаянием от змия избавиться возмог, егоже видяше."

Итак, братие, ежели хотите быть истинными Богочтецами, то творите добрые дела пред Богом, а не перед людьми. Творите ли милостыню? Не трубите пред собою, а пусть левая рука ваша не знает, что делает правая (Мф. 6, 1–3). Молитесь ли? Не будьте как лицемеры; но войдите в клеть вашу и, затворив дверь свою, молитесь Отцу вашему, Который втайне (ст. 6). Поститесь ли наконец? Не будьте унылы, как лицемеры: но постясь, помажьте голову! и умойте лицо, чтобы явиться постящимися не пред людьми, но пред Отцом вашим, Который втайне и Отец ваш, видящий тайное, воздаст вам явно (ст. 16–18). Аминь.