logo
ежедневник-пролог

9.07. Труды житейские тогда на пользу нам бывают, когда мы на оные испрашиваем благословение Божие

(Слово о двою соседу, яко добро ходити в церковь и молитися)

Много между нами богатых, много и бедных, и это неудивительно; но вот что замечания достойно: иной всю жизнь свою трудится, — работает, мучится день и ночь, а все у него и работа не спорится и, при всех усилиях, он из нужды выбиться не может; а другой и меньше его знает по работе и меньше трудится, а все и больше добывает его, и счастье и довольство так и текут к нему. — Отчего это? Да, в некоторых случаях, конечно и понять это трудно; но в иных дело просто объясняется.

Два клирика, бывшие соседями, добывали себе хлеб насущный шитьем одежд. Один из них имел много детей, жену; содержал кроме них отца и мать и имел обыкновение каждый день ходить в церковь. Этот без нужды, с помощью Божьею, прокармливал свою многочисленную семью. Сосед же его несравненно лучше знал свое ремесло, в церковь не ходил, а работал даже и в праздники; но и одного себя прокормить не мог. Этот последний и позавидовал первому, и раз с гневом сказал ему: откуда и как богатеешь ты? Я несравненно больше тружусь тебя, а все-таки обнищал. Отчего так? Первый и говорит ему: я оттого богатею, что каждый день хожу в церковь и на пути в нее нахожу потерянное на дороге золото. И если хочешь со мною постоянно ходить в церковь, то, пожалуй, я согласен находимое золото, делить с тобою пополам" Бедный клирик поверил и также стал ежедневно посещать церковь. Что же? Хотя он никогда, никакого золота на дороге и не находил, но тоже вскоре приобрел достаток. Тогда первый сказал ему: "видишь ли, брат, сколько хождение в церковь принесло пользы и душе твоей и тебя как обогатило? Но поверь мне, что и я не ради золота, которого никогда не находил на пути, посещал церковь, а посещал потому, что веровал словам Господним: ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам , и они оправдались на мне. А если я и сказал тебе о находимом мною золоте, то и в этом, как видишь, не погрешил, ибо подлинно, чрез хождение в церковь, оба мы: и ты, и я, приобрели все нужное нам".

Этот пример во многих случаях объяснит нам причину того, что одни и много трудятся, но никак не выбьются из нужды, а другие и при меньшем труде благоденствуют. Первые надеются на свои силы, а последние на Бога; первые без благословения Божия трудятся, а эти каждый день за правило считают испрашивать оное. Да, справедливо говорит слово Божие: аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии; аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий (Пс. 126, 1–2). И учит наоборот, что любящим Бога вся постешествуют во благое (Римл. 8, 28). Значит, и нужно понять из сего, как важна и необходима помощь Божия в наших трудах, и всегда молитвою испрашивать ее. Истина известная: когда кого Бог благословит, все у того хорошо будет; не благословит, сколько ты ни трудись, сколько ни работай, только себя изгубишь, а пользы не получишь. Аминь.