logo
ежедневник-пролог

2.02. Слава Господа нашего Иисуса Христа и Его благодеяния к роду человеческому

(Иже во св. отца нашего Кирилла, архиепископа Константина-града, слово на Сретение Господа нашего Ииcyca Христа. Прол. февр. 2)

Св. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов про Господа Иucyca Христа в одном месте своего Евангелия говорит: мы видели славу Его, славу как Единородного om Отца (Иоан. 1, 14); а в другом месте того же Евангелия уже Сам Господь про Себя глаголет то, что мир спасен был чрез Него (Иоан. 3, 17). Как понимать это? Что же такое слава Иисуса Христа? В чем состоит она? И что значат, наконец, слова: мир спасен был чрез Него? Побеседуем о сем в наше назидание.

О славе Господа и о спасении Им Мира, Святый Кирилл, архиепископ Константина-града, говорит так: "Разумейте вси языцы и покаряйтеся. Смотрите и веруйте. Спасителя славят Ангелы, Ему покланяются Архангелы, Его трепещут Власти, Его хвалят Силы, Ему работают Херувимы, Его благословляют Серафимы, Его славит луна. Ему служит солнце, Его слушают звезды, Ему повинуются источники и моря". Так говорит св. Кирилл о славе Господа; о спасении же Им Mиpa архиепископ продолжает: "Его, когда увидели врата адовы, то сами собою затворились, а райские двери отверзлись; Его, когда увидел ад, то вострепетал. Он, Господь, смертью смерть попрал, победил дьявола, уничтожил проклятие, печаль преложил на радость, стер главу змия, рассек преграду между землею и небом, рукописание грехов разорвал идольские прелести проклял, всю тварь обновил, спас Адама, простил Еву, со всех стран народы к Себе призвал и освятил мир.

Так говорит св. Кирилл о славе Господа и о спасении Им мира. Значит, что же отсюда следует? Во 1-х, что слава Господа состоят в том, что Бог превознеся Его, и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних и всяк язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Филип. 2, 9-11). А, во 2-х, следует то, что Сын Божий Своим служением роду человеческому и особенно Своими страданиями и крестною смертью подлинно спас мир, т. е. преобразил нас из чад греха, гнева и проклятия в чада святыни, любви и благословения, из ада привел в рай, переселил нас из мрака на свет, из темницы на волю, из страны чуждой в страну родную. Таким образом, в этом то последнем и состоят и слава Господа, и спасение Им мира. Что сказать в заключение? Помолимся, чтобы Спаситель наш научил нас, достойно, немолчными песнями и непрестанными славословленьями, восхвалять Его и утвердил бы нас на пути спасения. Аминь.