logo search
Поурочные планы по литературе 10 класс

V. Прослушивание романсов на стихи Лермонтова.

Домашнее задание.

1. Выучить наизусть понравившееся стихотворение Лермонтова, дать письменный анализ.

2. Прочитать стихотворения Лермонтова «Дума», «Поэт», «Пророк», «Кинжал», «Не верь себе…» и другие.

Урок 41 М. Ю. Лермонтов о роли поэта и поэзии в жизни общества

Цели: помочь учащимся осмыслить взгляды Лермонтова на назначение поэзии, об идеале поэта и трагическом положении настоящих поэтов в России; рассмотреть содержание, идеи, композицию и художественно-изобразительные средства стихотворения «Поэт».

Ход урока

Эпиграф к уроку:

Так жизнь скучна, когда боренья нет…

Мне нужно действовать, я каждый день

Бессмертным сделать бы желал, как тень

Великого героя, и понять

Я не могу, что значит отдыхать.

М. Ю. Лермонтов

I. Проверка домашнего задания.

Прочитать (наизусть) выученное стихотворение Лермонтова, проанализировать. Объяснить причину выбора данного лирического произведения.

II. М. Ю Лермонтов о назначении поэта и поэзии.

1. Слово учителя.

Поражает требовательность Лермонтова к самому себе и своим поэтическим опытам. В ранней лирике он изображает поэта, главное призвание которого – воспевать вольность, а назначение поэзии – способствовать воспитанию у людей любви к родине и свободе.

Следуя Пушкину и декабристам, Лермонтов с самого начала и до конца своего творческого пути «воссоздает облик народного поэта-пророка, бескорыстного, смелого, активно вмешивающегося в жизнь, независимого гражданина-патриота, вдохновенного борца, воспламеняющего людей на битвы за свои человеческие права, за свободу» [12, с. 318].

Об этом стихи: «О, полно извинять разврат», «Пускай поэта обвиняет», «Я не для ангелов и рая», «Не верь себе», «Кинжал», «Журналист, читатель и писатель».

2. Чтение и анализ стихотворения «Дума» (1838 г.)

Вопросы:

1) Назовите главную тему стихотворения. Как она раскрывается автором?

2) Как Лермонтов относится к своему поколению?

3) За что он упрекает современников в стихотворении «Дума»?

4) Почему цензурой были запрещены два последних стихотворения?

5) Какова гражданская позиция автора? (Главная тема «Думы» – тема общественного поведения человека. Автор дает характеристику дворянской интеллигенции 30-х годов XIX века. С глубоким сожалением Лермонтов рассказывает о молодом поколении. Своих современников поэт упрекает прежде всего за отсутствие твердых убеждений, прочных привязанностей, за неспособность к активным действиям.)

3. Чтение стихотворения «Поэт» (1838 г.).

Вопросы:

1) Каковы первоначальные впечатления от стихотворения?

2) Назовите тему и основную мысль лермонтовского произведения. В каких строках это выражено?

3) Какие художественно-выразительные средства использует поэт, чтобы выразить основную мысль?

4) В чем оригинальность композиции стиха? С какой целью Лермонтов в I части рассказывает нам о судьбе кинжала?

5) В чем смысл сравнения кинжала и поэта?

6) Почему современная поэзия, по мысли Лермонтова, утратила свое высокое назначение?

7) Проследите по тексту за изменением интонации в стихотворении. С какой интонацией следует читать последнюю строфу? (В стихотворении использован прием развернутого сравнения – сравнения поэта с кинжалом. Первые шесть строф – история кинжала, когда-то грозного оружия. Последующие строфы – размышления автора о роли поэта и поэзии. Идейным центром стиха является строфа 8. Это призыв к поэту вновь обрести свое слово (которое бы звало, вдохновляло, указывало цели борьбы), неотразимое, как удар кинжала. Роль поэта – служить народу, назначение поэзии – «воспламенять бойца для битвы», быть идейно насыщенной, передовой.)

4. Стихотворение «Пророк» (1841 г.).

С особой силой автор раскрывает трагедию поэта-пророка. Эта трагедия в том, что пророка не понимают в обществе, ненавидят и презирают.

5. Сопоставительный анализ стихотворений «Пророк» Лермонтова и Пушкина.

Вопросы: Что общего во взглядах на роль поэта-пророка у Пушкина и Лермонтова? В чем отличие образа пушкинского героя от лермонтов-ского?

Домашнее задание.

1. Подготовить сообщение о художественном своеобразии лирики Лермонтова.

2. Отзывы Белинского о поэзии Лермонтова.

3. Выучить наизусть стихотворение «Пророк» или «Поэт».

4. Письменно ответить на вопрос: «Каким Лермонтов рисовал образ истинного поэта?» (На примере самостоятельно прочитанных стихотворений «Пускай поэта обвиняет», «Журналист, читатель и писатель» и др.)