logo
Поурочные планы по литературе 10 класс

IV. Работа над содержанием пьесы «Вишневый сад» (1903).

Поставлена на сцене Московского Художественного театра в том же году.

Выяснение первоначального впечатления о пьесе, героях.

V. Чтение по ролям I акта.

Домашнее задание.

Подготовить сообщения или доклады (по группам).

Примерные темы:

1) «Вишневый сад» – драма или комедия?

2) Прошлое, настоящее и будущее Раневской и Гаева.

3) Лопахин. Можно ли его считать человеком будущего?

4) Как вы понимаете символический смысл названия пьесы «Вишневый сад»?

5) Какую роль в жизни Ани играет Петя Трофимов?

Урок 134 Жанровое своеобразие «Вишневого сада». Основной конфликт. Герои

Цели: углубить представление учащихся о пьесе Чехова; рассмотреть основной конфликт, принципы группировки действующих лиц, жанровое и композиционное своеобразие.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

«Вишневый сад» – итоговая пьеса А. П. Чехова, пьеса о родине, о подлинных и мнимых хозяевах русской земли, о близком обновлении России.

О сюжете.

В основе сюжета – продажа дворянской усадьбы. Драматург рассказал в пьесе о судьбе трех общественных групп: дворянства, буржуазии и интеллигенции.

О композиции.

Интересна композиция пьесы:

1. Первый акт – надежда на спасение усадьбы. Лирические воспоминания, нежные встречи.

2. Второй акт – нервозность, отрезвление. Приближение торгов.

3. Третий акт – герои в смятении, ждут решения судьбы. Предчувствия оправданы – вишневый сад продан за долги.

4. Четвертый акт – расставание с прошлым, отъезд, прощание (см. методические советы Ю. В. Лебедева, М. Б. Кузнецовой) [13].