logo
Поурочные планы по литературе 10 класс

I. Беседа с учащимися по теме «Взаимоотношения Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова».

Вопросы:

1. Чтение и анализ текста со слов: «…Мы прощаемся навсегда… для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость…»

2. Как в этих словах характеризует Базаров жизнь революционеров?

3. Почему Аркадий примкнул к нигилистам? («Молодая смелость да молодой задор», Базарова же толкает на борьбу «дерзость» и «злость».)

4. Искренне ли А. Кирсанов вначале разделяет взгляды Базарова?

5. Почему, несмотря на желание, Аркадий не может сделаться «сильным, энергическим»?

6. Почему друзья разошлись? Есть ли последователи у Базарова? (Образованные и обеспеченные либеральные дворяне стремятся к комфорту (нравственному и физическому). Им хочется чувствовать, что они прогрессивные люди. Но когда приходится действовать, самовлюбленность и эгоизм делают их неспособными к последовательной борьбе («…ты невольно любуешься собою, тебе приятно самого себя бранить…» – говорит Базаров Аркадию). Аркадий – временный попутчик Базарова. Аркадий Кирсанов не привык к трудностям, в борьбе с которыми вырабатывается характер, идеи Базарова не были глубоко прочувствованы им.)

7. Какова роль Кукшиной и Ситникова в раскрытии идей нигилизма?