logo
Поурочные планы по литературе 10 класс

I. Чтение предисловия к «Журналу Печорина».

Вопрос: Как в предисловии раскрывается отношение автора к своему герою? («Тамань» – первая повесть из «Журнала Печорина». Лермонтов подчеркивает искренность главного героя, который «беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки». Журнал проясняет многое непонятное в характере и поведении героя.)

II. Краткий пересказ сюжета «Тамани». (Сюжет повести определяется характером героя, его огромным желанием найти «ключ этой за- гадки».)

Вопросы:

1. Что интересного в повести?

2. Как она построена?

3. В чем смысл столкновения Печорина с контрабандистами?

4. Что показалось Печорину странным и загадочным в поведении и характере хозяев?

III. Анализ эпизодов (по группам):

1-я группа. «Сцена в лодке». (Чем объясняется поведение девушки в лодке? Какие черты характера Печорина проявились в этой сцене?)

2-я группа. «Прощание Янко со слепым мальчиком». (Что выделяет автор во внешности Янко? Какие черты характера поэтизирует автор? Как передает горе слепого? Почему Печорину, видевшему прощание Янко со слепым, «стало грустно»?)

Прекрасная «ундина» – натура сильная и самоотверженная, способная к риску. Доказательство – ее борьба в лодке.

Лермонтов подчеркивает ловкость и смелость Янко, его любовь к воле и свободе и в то же время говорит о его равнодушии и черствости по отношению к слепому мальчику.