logo
Поурочные планы по литературе 10 класс

I. Вступительное слово учителя.

В Михайловском Пушкин написал историческую пьесу «Борис Годунов» (1825 г.), в которой правдиво и ярко воссоздал картины прошлого. Поэт добился того, чтобы, говоря его собственными словами, «воскресить минувший век во всей его истине».

Всю историческую действительность того времени, многоликую и пеструю Русь эпохи «многих мятежей» показал Пушкин. «Русь конца XVI – начала XVII века» – главное действующее лицо пьесы» (Д. Д. Благой).

Самым приемлемым жанром для такого изображения Пушкин считал трагедию. Именно в трагедии «можно показать зависимость судьбы человека от судьбы народа», решить вопрос о политических судьбах страны. «Что развивается в трагедии? Какая ее цель? Человек и народ. Судьба человеческая, судьба народная» – так поэт определял сущность трагедии.

Таким образом, Пушкин создал реалистическую, подлинно народную трагедию и в то же время на материале истории пытался решить важнейшие вопросы современности – о взаимоотношении власти и народа, о роли народа в истории.

Какими источниками пользовался Пушкин? События, факты и лица поэт заимствовал из «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина и летописей. «Карамзину следовал я в светлом развитии происшествий; в летописях старался угадать образ мыслей и язык тогдашнего времени», – написал Пушкин.

Кроме того, Пушкин перечитал трагедии Шекспира. «Шекспиру я подражал в его вольном и широком изображении характеров, в небрежном и простом составлении типов», – сообщал поэт в «Набросках предисловия к «Борису Годунову».