logo
Поурочные планы по литературе 10 класс

III. Работа с иллюстрациями.

Вопросы:

1. Каким изобразили героев лермонтовского романа художники?

2. Какое настроение Печорина и секундантов передано в рисунках?

Домашнее задание.

Чтение главы «Фаталист», доклады или сообщения об отношении Печорина к Мэри, Вере.

Урок 48 «…я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает» (Повесть «Фаталист»)

Цели: определить основную мысль повести «Фаталист»; углубить представления учащихся о характере, поведении и поступках главного героя; помочь осмыслить сюжетно-композиционную роль повести «Фаталист».

Ход урока

I. Реализация домашнего задания.

Выступления учащихся с докладами (или сообщениями) об отношении Печорина к женщинам.

1. Печорин и княжна Мэри.

Вопросы:

1) Для чего Печорину понадобилось затевать интригу с Мэри?

2) Какие поступки и действия его вызывают презрение княжны Мэри?

3) За что все-таки Мэри полюбила Печорина?

2. Анализ эпизода «Прощание Печорина с Мэри».

Вопрос: Что нового из этой сцены узнали о героях?

3. Отношение Печорина к Вере.

Вопросы:

1) Способен ли Печорин на чувство – любовь?

2) Могли ли герои – Вера и Печорин – остаться вместе и быть счастливыми?

Любовь к Печорину ни Мэри, ни Вере, кроме страданий, ничего не дала. Печорин даже тех, кого искренне любил и уважал, не смог сделать счастливыми («…любил для себя, для собственного удовольствия», «ничем не жертвовал для тех, кого любил»). В любви Печорин – эгоист.

Но героини (и Вера, и Мэри) выделили среди многих… Печорина. Это «заставляет увидеть необычность героя, скрытую в нем душевную красоту, усилить обаяние героя» [13, с. 187].