logo
Поурочные планы по литературе 10 класс

III. Тема Родины в лирике Лермонтова.

Поэт много размышлял о судьбе России, о ее истории и современности. В прошлом своей Родины Лермонтов находил ответы на многие вопросы современности. Он любил Родину высокой любовью, он хотел счастья своей стране и народу. Он ненавидел тех, кто держал родную страну в «цепях рабства». «Жалоба турка», «Два великана», «Поле Бородина», «Бородино» – блестящие стихи.

1. «Бородино» (чтение стихотворения). Назовите героев лермонтовского «Бородино». Какие чувства владеют ими и почему они одерживают победу? (Причина героизма русских солдат в самоотверженной любви к родине, рождающей беззаветную смелость. Мы чувствуем восторг Лермонтова, его преклонение перед доблестью предков, совершивших невозможное. «Бородино» – могучая песня любви и преданности.)

2. «Родина» (чтение стихотворения).

Беседа по вопросам:

1) Почему Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»?

2) Какие картины русской природы возникают в стихотворении?

3) Чем вызвано чувство грусти, которым окрашено изображение русских просторов?

4) Какие стороны народной жизни привлекают внимание поэта?

5) Что можно сказать об авторе после знакомства со стихотворением? (Лермонтов противопоставляет свой патриотизм «патриотизму официальному, казенному». Поэт связывает надежды на будущее с народной Россией, родной природой, с русским народом, «горестями и радостями его жизни». Свою любовь к России он называет «странной». А вот «страну господ» – самодержавно-крепостническую Россию Лермонтов ненавидит.)

3. «Прощай, немытая Россия» (чтение стихотворения).

Беседа по вопросам:

1) Чем это стихотворение отличается от предыдущего?

2) Что презирает в своей стране Лермонтов? Что он любит?

Домашнее задание.

1. Чтение стихотворений «Одиночество», «Утес», «Тучи», «Листок», «Когда волнуется желтеющая нива».

2. Стихи Лермонтова о любви.

3. Стихотворение «Родина» (наизусть). Анализ стихотворения, вопросы.