Урок 69 драма а. Н. Островского «бесприданница»
Цели: дать общее представление о драме, вызвать к ней интерес; помочь учащимся определить суть основного конфликта пьесы; отметить характерные черты главной героини; определить, в чем сходство и различие Ларисы Огудаловой с Катериной Кабановой.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Драма «Бесприданница»
Лучшей психологической драмой Островского, по праву, считается «Бесприданница». «Этой пьесой начинается «новый сорт моих произведений», – пишет драматург, сознавая необычность своей пьесы.
«Бесприданница» была опубликована через 19 лет после «Грозы», то есть в 1879 году. «Бесприданница» – драма буржуазной эпохи. Герои – дельцы новой формации. Но в центре произведения Островского – судьба женщины.
II. Беседа с учащимися по вопросам:
1. Когда и где происходит действие в «Бесприданнице»?
2. Сопоставьте жизнь города Калинова («Гроза») и города Бряхимова («Бесприданница»). Что изменилось в жизни приволжских городов за два десятилетия и что осталось неизменным?
3. Какие нравственно-психологические проблемы подняты в драме? В чем суть основного конфликта?
4. «Значительные лица» города Бряхимова. Какова их жизненная позиция?
5. Что означает имя Лариса? Каковы основные черты характера Ларисы Огудаловой?
6. Что общего и чем отличаются героини Катерина Кабанова и Лариса Огудалова?
7. Финал драмы. Почему Лариса не нашла в себе сил броситься в Волгу?
8. Как вы понимаете смысл заглавия драмы – «Бесприданница»?
События в драме «Бесприданница» разворачиваются на живописных берегах красавицы Волги, в провинциальном городе Бряхимове. Тишину провинции нарушают гудки пароходов, грохот повозок по булыжной мостовой. Живет в Бряхимове «теперь чистая публика». Купцы совсем не похожи на Дикого и Кабаниху.
Это достаточно образованные и культурные предприниматели, читающие европейские газеты, посещающие промышленные выставки за границей, общающиеся с равными себе.
Но за внешним лоском и образованностью новых хозяев жизни скрываются бессердечность, цинизм и расчетливость. Отношения между людьми всецело начинают определять чековые книжки и тугие кошельки.
А. Н. Островский своей героиней делает женщину – «единственную живую душу» в мире «хищных, цепких и умных дельцов».
Лариса Огудалова резко отличается от окружающих своим богатым душевным миром, способностью по-настоящему любить и чувствовать красоту. Она талантлива, любит музыку и пение. (Имя Лариса в переводе с греческого языка означает – чайка. Женщины с именем Лариса красивы и умны, в центре внимания.)
Конфликт пьесы – столкновение доверчивой и честной девушки Ларисы Огудаловой с миром холодных дельцов, с миром, в котором все продается и покупается. В основе драмы – социальная тема: Лариса – бесприданница, этим и определяется ее трагическая судьба.
Таким образом, основная идея драмы состоит в том, что в обществе, где торжествуют дельцы-хищники, подобные миллионеру Кнурову, не могут жить, «проявить себя» честные и порядочные люди; их достоинство растоптано, гордость уязвлена. «Быть сознающей себя личностью и не иметь возможности проявить ее – таково то трагическое положение, в котором оказывался человек, лишенный материальной обеспеченности» (Л. Тропкина) [19. С. 24].
Четверо героев – мужчины (Кнуров, Паратов, Вожеватов, Карандышев) – претендуют на внимание и общество Ларисы Дмитриевны Огудаловой. О ней говорят и ею восхищаются, но Человека в ней не видят. Для бряхимовских богачей она – развлечение, удобный случай потешить тщеславие, удовлетворить свое любопытство. «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека… Они смотрят на вас, как на вещь», – бросает оскорбительные (но верные) слова Ларисе Карандышев. Лариса: «Вещь!.. Да, вещь… Они правы, я вещь, а не человек!» Это слова измученной женщины, но это и отчаянный протест против лживого и циничного общества.
Лариса Дмитриевна в последнем монологе произносит: «Никогда, никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла… ее нет на свете… нечего и искать».
Смерть для героини оказывается желаннее. Выстрел Карандышева она принимает с радостью. («Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали!»)
III. Обсуждение тем сочинений по творчеству А. Н. Островского (если останется время).
Примерные темы:
1. Быт и нравы русской провинции. (По пьесам А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница».)
2. Люди-хищники и их жертвы. (По пьесе «Гроза».)
3. Почему страдала в семье Кабановых впечатлительная и пылкая Катерина?
4. Сила и слабость характера Катерины.
5. Дикой и Кабаниха – исключение в русском купечестве или они типичны?
6. Может ли Варвара в будущем повторить свою мать?
7. Каким Катерина представляла Бориса и каким он оказался?
8. Образ Кулигина и его значение для понимания идейного смысла «Грозы».
9. Смысл заглавия пьесы «Гроза» («Бесприданница»).
10. «Луч света в темном царстве» – что имел в виду Н. Добролюбов, дав такое название своей статье?
Домашнее задание.
1. Сочинение по творчеству А. Н. Островского на одну из тем. (срок исполнения – одна неделя.)
2. Биография И. А. Гончарова (по учебнику).
3. Индивидуальные сообщения:
1) Краткий пересказ романа Гончарова «Обыкновенная история», характеристика главного героя Александра Адуева.
2) Сочинение-миниатюра (3–4 человека) по роману «Обломов». «Каким я представляю себе Обломова?» или «Портрет Обломова», «День Обломова».
- Урок 1 введение. Русская литература и русская история на рубеже веков (конец XVIII – начало XIX века)
- Ход урока
- I. Лекция учителя (краткое содержание).
- 1. Политическая и общественная обстановка в конце XVIII–начале XIX века
- 2. Просвещение и культура
- 3. Расцвет искусства
- 4. Развитие литературы
- II. Проверка составленных учащимися планов (по лекции учителя).
- Уроки 2–3 Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление и развитие реализма
- Ход уроков
- I. Проверка домашнего задания.
- II. Лекция учителя (краткое содержание).
- 1. Особенности русского классицизма
- 2. Своеобразие русского сентиментализма
- Уроки 4–5 Гавриил Романович Державин. Краткая характеристика творчества поэта
- Ход уроков
- II. Вступительное слово учителя о г. Р. Державине.
- III. Выразительное чтение оды «Фелица».
- IV. Беседа по вопросам:
- V. Знакомство со стихотворениями «На взятие Измаила», «На переход Альпийских гор», «Снигирь», «На победы в Италии» (по выбору).
- VI. Знакомство со стихотворением «Памятник» (1796).
- Уроки 6–7 в. А. Жуковский. Краткая характеристика творчества поэта
- Ход уроков
- I. Вступительное слово учителя о в. А. Жуковском.
- II. Выступления учащихся с индивидуальными сообщениями.
- 1. Формирование личности в. А. Жуковского
- 2. Творчество в. А. Жуковского
- 3. В. А. Жуковский – поэт-патриот и в. А. Жуковский – человек
- 4. В. А. Жуковский – «гений переводов» (а. С. Пушкин)
- Уроки 6–7 в. А. Жуковский. Краткая характеристика творчества поэта
- Ход уроков
- I. Вступительное слово учителя о в. А. Жуковском.
- II. Выступления учащихся с индивидуальными сообщениями.
- 1. Формирование личности в. А. Жуковского
- 2. Творчество в. А. Жуковского
- 3. В. А. Жуковский – поэт-патриот и в. А. Жуковский – человек
- 4. В. А. Жуковский – «гений переводов» (а. С. Пушкин)
- Урок 8 Произведения в. А. Жуковского «Певец во стане русских воинов» (1812), «Эолова арфа» (1814)
- Ход урока
- I. Вступительное слово учителя.
- II. Выразительное чтение стихотворения «Певец во стане русских воинов» (1812).
- III. Беседа по вопросам:
- IV. Выразительное чтение баллады «Эолова арфа» (1814).
- Уроки 9–10 Творческая работа. Анализ стихотворения в. А. Жуковского «Море» («Вечер»)
- Ход уроков
- Примерный план разбора лирического произведения
- Устный зачет (письменный опрос) по творчеству г. Р. Державина и в. А. Жуковского
- I. Примерные вопросы к зачету:
- II. Заключительное слово учителя.
- Уроки 11–12 «Вся жизнь – один прекрасный миг» (Александр Сергеевич Пушкин. Личность поэта. Основные этапы жизненного и творческого пути)
- Ход уроков
- I. Вступительное слово учителя.
- II. Основные этапы жизненного и творческого пути.
- 1. Учеба а. С. Пушкина в привилегированном учебном заведении – Царскосельском лицее (1811–1817)
- 2. А. С. Пушкин в Петербурге (1817–1820)
- 9. Дуэль и смерть Пушкина
- Урок 13 «Все волновало нежный ум» (а. С. Пушкин) (Основные темы и мотивы лирики а. С. Пушкина)
- Ход урока
- I. Беседа по вопросам домашнего задания:
- II. Основные темы и мотивы лирики а. С. Пушкина.
- II. Чтение отрывков из оды «Вольность» (1817).
- III. Стихотворение «к Чаадаеву» (1818). Чтение наизусть.
- IV. Стихотворение «Деревня» (1819). Выразительное чтение.
- V. Стихотворение «Во глубине сибирских руд…» («в Сибирь», 1827). Чтение стихотворения.
- Урок 16 «я гимны прежние пою» (а. С. Пушкин)
- Ход урока
- I. Проверка домашнего задания.
- II. Работа над стихотворением «Арион» (1827). Чтение наизусть.
- III. Работа над стихотворением «Анчар» (1828). Чтение наизусть.
- Урок 17 «и с каждой осенью я расцветаю вновь…» (а. С. Пушкин) (а. С. Пушкин – певец русской природы)
- Ход урока
- I. Вступительное слово учителя.
- II. Выразительное чтение отрывков из поэм, стихотворений.
- III. Стихотворение «к морю» (1824 г.).
- V. Выразительное чтение стихотворений.
- Уроки 18–19 «Печаль моя полна тобою…» (а. С. Пушкин) (Стихи а. С. Пушкина о дружбе и любви)
- Ход уроков
- I. Проверка домашнего задания.
- II. Вступительное слово учителя о роли дружбы в жизни поэта.
- III. Реализация индивидуальных домашних заданий. Выступления учащихся.
- IV. Любовная лирика а. С. Пушкина.
- Уроки 20–21 «Мой жребий пал: я лиру избираю!» (а. С. Пушкин) (а. С. Пушкин о назначении поэзии и поэта, мотивы смерти и бессмертия в лирике)
- Ход уроков
- II. Вступительное слово учителя.
- III. Выразительное чтение и анализ стихотворений.
- Урок 22 Образ а. С. Пушкина в литературе, живописи и поэзии (внеклассное чтение)
- Ход урока
- I. Вступительное слово учителя.
- II. «Мой Пушкин». Выступления учащихся по прочитанным книгам.
- III. Выразительное чтение учителем и учащимися стихотворений о Пушкине.
- V. «Что ты знаешь о жизни и творчестве а. С. Пушкина».
- Урок 23 «Евгений Онегин» – самое задушевное произведение а. С. Пушкина» (в. Г. Белинский) (Роман а. С. Пушкина «Евгений Онегин». Творческая история романа. Своеобразие жанра. Онегинская строфа»)
- Ход урока
- I. Рассказ учителя о творческой истории романа.
- Часть 1. Предисловие
- Часть 2
- Часть 3
- II. Анализ эпиграфов к каждой главе романа. Сопоставление названий глав и эпиграфов к ним.
- III. Чтение главы 1, комментирование.
- IV. Знакомство с «онегинской строфой».
- Уроки 24–25 «Плоды ума холодных наблюдений и сердца горестных замет» (а. С. Пушкин) (Комментированное чтение глав романа «Евгений Онегин»)
- Глава 4.
- Глава 5.
- Глава 6.
- Глава 7.
- Глава 8.
- Урок 26 «Жизнь без смысла…» (в. Г. Белинский) (Онегин – «лишний человек»)
- Ход урока
- I. Вступительное слово учителя.
- II. Реализация домашнего задания.
- 2. Светская жизнь Онегина.
- 3. Пребывание Онегина в деревне.
- 4. Трехлетнее путешествие Онегина и возвращение в светское петербургское общество.
- Урок 27 «я так люблю Татьяну милую мою…» (а. С. Пушкин) (Татьяна Ларина – любимая героиня Пушкина)
- Ход урока
- I. Вступительное слово о героине романа а. С. Пушкина «Евгений Онегин» – Татьяне.
- II. Основные этапы жизненного пути Татьяны.
- 1. Детство и юность героини.
- 2. Встреча с Онегиным.
- 6. Татьяна Ларина в финале романа.
- Урок 28 Роман а. С. Пушкина «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни» (в. Г. Белинский) (Широта изображения русской действительности в романе)
- Ход урока
- I. Вступительное слово учителя.
- II. Выступления учащихся с сообщениями или докладами.
- 2. Столичное и провинциальное дворянство.
- 5. Образ автора.
- Уроки 29–30 Художественные особенности романа. Своеобразие его жанра. В. Г. Белинский о романе а. С. Пушкина «Евгений Онегин»
- Ход уроков
- I. Беседа по вопросам домашнего задания:
- II. Композиция романа.
- III. Художественное своеобразие произведения Пушкина.
- IV. Критические статьи в. Г. Белинского о романе «Евгений Онегин».
- Урок 31 «Борис Годунов» а. С. Пушкина – первая подлинно русская трагедия (в. Г. Белинский)
- Ход урока
- I. Вступительное слово учителя.
- II. Выступления учащихся с докладами или сообщениями.
- 2. Царь Борис и Самозванец.
- 3. Народ и его роль в трагедии.
- Урок 32 «Маленькие трагедии»
- Ход урока
- I. Вступительное слово учителя.
- II. Рассказ учащихся о прочитанных пьесах.
- III. Чтение пьесы «Моцарт и Сальери».
- IV. Беседа по вопросам:
- Урок 33 Значение творчества а. С. Пушкина
- Ход урока
- I. Вступительное слово учителя.
- II. Беседа с учащимися.
- 1. Пушкин и русская литература.
- 2. Мировая известность и мировое значение Пушкина.
- III. Выступления учащихся с выученными стихотворениями современных поэтов о Пушкине.
- Уроки 34–35 Контрольное сочинение по творчеству а. С. Пушкина
- Уроки 36–37 Михаил Юрьевич Лермонтов – гордость и слава русской поэзии
- Ход уроков
- I. Вступительное слово учителя.
- II. Сообщения учащихся.
- 1. М. Ю. Лермонтов – достойный преемник а. С. Пушкина.
- 2. Детство и юность поэта. Годы учения в Москве.
- 3. Переезд в Петербург. Военная служба.
- 4. На Кавказе.
- 5. Дуэль с Барантом.
- 6. Роковая дуэль в Пятигорске у подножия горы Машук.
- Урок 38 Основные темы и мотивы в лирике м. Ю. Лермонтова. Тема Родины
- Ход урока
- I. Вступительное слово учителя.
- II. Беседа с учащимися по вопросам:
- III. Тема Родины в лирике Лермонтова.
- Уроки 39–40 Мотивы свободы и гордого одиночества в лирике м. Ю. Лермонтова. Любовная лирика
- Ход уроков
- II. Слово учителя.
- III. Выразительное чтение стихотворений «Одиночество», «Утес», «Листок», «Сосна», «Когда волнуется желтеющая нива», «Выхожу один я на дорогу…».
- IV. Любовная лирика.
- V. Прослушивание романсов на стихи Лермонтова.
- Урок 42 «Он поэт русский в душе» (в. Г. Белинский) (Лирика м. Ю. Лермонтова в оценке в. Г. Белинского) Подготовка к письменной работе по лирике м. Ю. Лермонтова
- Ход урока
- I. Беседа по вопросам домашнего задания:
- II. Подготовка к домашнему сочинению по лирике м. Ю. Лермонтова.
- Уроки 43–44 Идейный замысел романа м. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Жанр и композиция
- Ход уроков
- I. Вступительное слово учителя.
- II. Выяснение первоначальных впечатлений учащихся о романе «Герой нашего времени».
- III. Особенности композиции романа.
- IV. Отклики на роман м. Ю. Лермонтова «Герой нашего вре- мени».
- Урок 45 «Странный человек» Печорин (Анализ содержания глав «Бэла» и «Максим Максимыч»)
- Ход урока
- I. Опрос по домашнему заданию.
- Урок 46 Печорин в «кругу честны́х контрабандистов» («Тамань»)
- Ход урока
- I. Чтение предисловия к «Журналу Печорина».
- IV. Беседа о главном герое.
- V. Мастерство Лермонтова.
- Урок 47 «История жизни Печорина, написанная им самим» («Княжна Мэри»)
- Ход урока
- I. Изображение дворянского общества в повести «Княжна Мэри».
- II. Печорин и Грушницкий. Анализ эпизода «Дуэль Печорина с Грушницким».
- III. Работа с иллюстрациями.
- II. Повесть «Фаталист».
- III. Композиция повести «Фаталист».
- Урок 49 «Целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку» (Образ Печорина)
- Ход урока
- I. Беседа с учащимися о герое романа Лермонтова, составление плана к образу Печорина.
- II. Выводы.
- III. В. Г. Белинский о романе «Герой нашего времени».
- Уроки 50–51 Сочинение по творчеству м. Ю. Лермонтова
- Уроки 52–53 н. В. Гоголь – «отец русской реалистической прозы» (в. Г. Белинский) (Очерк жизни и творчества н. В. Гоголя)
- Ход уроков
- I. Вступительное слово о Гоголе – младшем современнике Пушкина и его великом продолжателе.
- II. Работа над иллюстрациями и фотографиями из альбома «н. В. Гоголь».
- III. Выступления учащихся.
- 1. Детские и юношеские годы н. В. Гоголя.
- 2. В Нежинской гимназии высших наук (1821–1828). Служба в Петербурге.
- 5. Н. В. Гоголь – драматург.
- 6. Последние годы жизни н. В. Гоголя.
- Уроки 54–55 н. В. Гоголь. «Петербургские повести»
- Ход уроков
- I. Вступительное слово учителя.
- III. Рассказ о замысле «Шинели».
- IV. Беседа по повести «Шинель» (1842).
- Урок 56 «Мне хочется… показать хотя бы с одного боку всю Русь» (н. В. Гоголь) (Творческая история «Мертвых душ»)
- Ход урока
- I. Беседа по вопросам домашнего задания:
- II. Сообщение подготовленного ученика или рассказ учителя о замысле «Мертвых душ» и его осуществлении.
- III. Поэма «Мертвые души» (1-я глава).
- IV. Итоговые вопросы.
- Урок 57 Поэма «Мертвые души». Смысл названия. Сюжет и композиция «Мертвых душ»
- Ход урока
- I. «Мертвые души». Смысл названия поэмы.
- II. Композиция «Мертвых душ».
- III. Обмен впечатлениями о прочитанных дома главах поэмы.
- III. Разговор о сущности сатирического типа.
- Урок 60 Чичиков и губернское общество
- Ход урока
- I. Чичиков как новый «герой» эпохи.
- II. Губернское общество.
- Урок 61 Тема народа и родины в поэме «Мертвые души». Лирические отступления
- Ход урока
- I. Прослушивание докладов (или сообщений) с последующим обсуждением.
- III. Выразительное чтение наизусть выученного отрывка.
- IV. Лирические отступления в поэме.
- Урок 62 Развитие речи. Подготовка к сочинению по поэме н. В. Гоголя «Мертвые души»
- Урок 63 «колумб замоскворечья» (очерк жизни и творчества а. Н. Островского)
- Ход урока
- I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество а. Н. Островского
- II. Объяснение нового материала.
- 1. Этапы творческого пути а. Н. Островского
- 2. А. Н. Островский в 70–80-е годы
- Урок 64 творческая история пьесы «гроЗа». Основной конфликт и расстановка действующих лиц в «грозе»
- Ход урока
- I. Вступительное слово учителя. Творческая история «Грозы»
- II. Рассказ подготовленного ученика о сюжете «Грозы».
- III. Объяснение нового материала.
- Основной конфликт и система художественных образов
- IV. Беседа с учащимися по вопросам:
- Урок 65 город калинов и его обитатели
- Ход урока
- I. Проверка домашнего задания.
- II. Чтение по ролям I действия (5–9-е явления).
- III. Беседа с учащимися по вопросам:
- Уроки 66–67 быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в пьесе островского «гроза»
- Ход уроков
- I. Вступительное слово учителя. Быт и нравы «темного царства»
- II. Сообщения учащихся о молодых героях пьесы.
- III. Чтение и обсуждение продолжения пьесы «Гроза» («Что стало с жителями Калинова после самоубийства Катерины?»)
- Урок 68 сила и слабость характера катерины. Статья н. Добролюбова «луч света в темном царстве»
- Ход урока
- I. Беседа с учащимися по вопросам:
- II. Обсуждение статьи н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве».
- III. Обсуждение смысла названия драмы «Гроза».
- Урок 69 драма а. Н. Островского «бесприданница»
- Урок 70 очерк жизни и творчества и. А. Гончарова. Три романа – «обыкновенная история», «обломов», «обрыв»
- Ход урока
- I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество и. А. Гончарова
- II. Рассказы учащихся о жизни и творчестве и. А. Гончарова.
- III. Краткий пересказ содержания романа «Обыкновенная история».
- II. Беседа с учащимися по содержанию романа.
- Урок 72 обломов и штольц. Сравнительная характеристика
- Ход урока
- Обломов и Штольц
- Урок 73 «необыкновенное мастерство гончарова рисовать женские характеры» (в. Г. Белинский) (женские образы в романе и. А. Гончарова «обломов»)
- Ход урока
- I. Беседа с учащимися по вопросам:
- II. Обсуждение высказываний критиков о героинях Гончарова.
- III. Реализация индивидуального задания.
- Уроки 74–75 очерк жизни и творчества и. С. Тургенева
- Ход уроков
- I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество и. С. Тургенева
- II. Проверка домашнего задания.
- III. Реализация индивидуальных заданий.
- 1. Роман «Рудин» (1856)
- 2. Роман «Дворянское гнездо» (1858)
- 3. Роман «Накануне» (1859)
- IV. Работа учащихся над стихотворениями в прозе.
- Последние годы жизни и. С. Тургенева
- Уроки 76–77 роман и. С. Тургенева «отцы и дети». История создания. Характеристика эпохи 60-х годов XIX Века
- Ход уроков
- I. Беседа с учащимися по вопросам:
- II. Реализация индивидуального задания.
- История написания романа
- III. Анализ содержания романа «Отцы и дети».
- Уроки 78–79 е. Базаров в среде кирсановых. Идеологические и социальные разногласия героев
- Ход уроков
- I. Опрос учащихся.
- III. Анализ содержания IV главы романа. Приезд Базарова в Марьино.
- IV. Содержание и анализ X главы романа.
- Урок 80 дружба и любовь в жизни героев (по роману и. С. Тургенева «отцы и дети»)
- Ход урока
- I. Беседа с учащимися по теме «Взаимоотношения Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова».
- II. Диспут или беседа с учащимися на тему «Любовь в жизни героев».
- Урок 81 художественная сила последних сцен романа и. С. Тургенева «отцы и дети» (глава 27 и эпилог)
- Ход урока
- I. Индивидуальные сообщения учащихся по теме «Базаров и родители» или беседа по вопросам:
- III. Беседа с учащимися по вопросам:
- Урок 82 споры вокруг романа и. С. Тургенева «отцы и дети». Современники об «отцах и детях»
- Ход урока
- I. Повторение изученного.
- II. Обсуждение высказываний русских критиков о романе «Отцы и дети».
- III. Реализация домашнего индивидуального задания.
- Урок 83 необычная судьба ф. И. Тютчева – человека и поэта
- Ход урока
- I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество ф. И. Тютчева
- II. Сообщения учащихся о детстве и юности поэта, о начале литературной деятельности, о длительной службе на чужбине.
- О женщинах ф. И. Тютчева
- Урок 84 основные темы и мотивы творчества ф. И. Тютчева
- Ход урока
- I. Проверка домашнего задания.
- II. Объяснение нового материала.
- Основные темы и мотивы лирики Тютчева
- Уроки 85–86 «стихи пленительные фета» (а. Жемчужников)
- Ход уроков
- I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество а. А. Фета
- II. Выступления учащихся с индивидуальными сообщениями.
- 1. Начало жизненного пути а. А. Фета
- 2. Основные этапы творческой биографии а. А. Фета
- 3. А. А. Фет – поэт «чистого искусства»
- Урок 87 основные темы и мотивы творчества а. А. Фета. Художественное своеобразие его поэзии
- Ход урока
- I. Проверка домашнего задания.
- II. Выразительное чтение стихотворений. Анализ лирических произведений Фета.
- Уроки 88–89 н. А. Некрасов – поэт «мести и печали» (Очерк жизни и творчества с обобщением ранее изученных произведений)
- Ход уроков
- I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество н. А. Некрасова
- II. Рассказы учащихся о жизни и творчестве н. А. Некрасова с обобщением ранее изученных произведений.
- 6. Стихи и поэмы н. А. Некрасова в 60–70-е годы. Работа над поэмой «Кому на Руси жить хорошо»
- 7. «Я лиру посвятил народу своему». Последние годы жизни н. А. Некрасова
- Уроки 90–91 Лирика н. А. Некрасова
- Ход уроков
- I. Беседа с учащимися по вопросам:
- II. Объяснение нового материала.
- Основные темы и мотивы лирики н. А. Некрасова
- Урок 92 Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и композиция
- Ход урока
- I. Проверка домашнего задания.
- II. Объяснение нового материала.
- Творческая история «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и композиция поэмы-эпопеи
- Урок 93 Жизнь народа и образы крестьян в поэме н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова
- III. Прослушивание рефератов или сообщений по темам.
- Урок 94 Жизненный подвиг н. Г. Чернышевского
- Ход урока
- I. Вступительное слово учителя. Писатель-демократ н. Г. Чернышевский
- II. Рассказы учащихся о биографии н. Г. Чернышевского.
- 1. Детство и юность (1828–1846)
- 2. В Петербургском университете
- 3. Н. Г. Чернышевский – преподаватель Саратовской гимназии (1851–1853)
- 4. Диссертация «Эстетическое отношение искусства к действительности»
- 5. Знакомство н. Г. Чернышевского с н. А. Некрасовым (1853). Работа в «Современнике» (1854–1862)
- 6. Чернышевский в Петропавловской крепости. Гражданская казнь
- 7. В ссылке (1864–1883)
- Проблематика романа
- IV. Беседа с учащимися по содержанию романа.
- Урок 96 «Новые люди» в романе н. Г. Чернышевского. «Особенный человек», его жизненные принципы
- Ход урока
- I. Беседа с учащимися по вопросам:
- II. Сообщение учащихся о главных героях романа.
- III. Прослушивание и рецензирование докладов (или сообщений).
- Уроки 97–98 «я писатель, в этом мое призвание» (м. Е. Салтыков-Щедрин) (Очерк жизни и творчества м. Е. Салтыкова-Щедрина)
- Ход уроков
- I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество м. Е. Салтыкова-Щедрина
- 1. Детство и юность будущего писателя
- 2. Начало литературной деятельности
- 3. «Губернские очерки» (1856–1857)
- 4. М. Е. Салтыков-Щедрин на государственной службе
- 5. Работа м. Е. Салтыкова-Щедрина в «Современнике» и «Отечественных записках»
- 6. Создание произведений «История одного города» (1869–1870); «Господа Головлевы» (1875–1880); «Пошехонская старина» (1887–1889); «Сказки (для детей изрядного возраста)»
- 7. Сказки «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869)
- Урок 99 м. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»
- Ход урока
- I. Беседа по домашнему заданию.
- II. Беседа с учащимися по содержанию романа «История одного города» (1869–1870).
- Урок 100 Роман «Господа Головлевы» – «эпизоды из жизни одной семьи» (м. Е. Салтыков-Щедрин)
- Ход урока
- I. Вступительное слово учителя. Творческая история романа «Господа Головлевы»
- II. Беседа с учащимися по содержанию романа.
- Уроки 101–102 «Истинный кровопивец» (Образ Иудушки Головлева)
- Ход уроков
- I. Беседа с учащимися по вопросам:
- II. Работа над образом Иудушки Головлева.
- Уроки 103–104 «Сказки (для детей изрядного возраста)»
- Ход уроков
- I. Вступительное слово учителя. Сказки Салтыкова-Щедрина
- II. Определение основных тем сказок.
- III. Работа над литературными терминами.
- IV. Анализ сказок Салтыкова-Щедрина.
- 1. «Премудрый пискарь» (1882–1883)
- 2. «Вяленая вобла»
- 3. «Медведь на воеводстве» (1884)
- V. Объяснение нового материала.
- Художественное своеобразие сказок
- Уроки 105–106 Встреча с ф. М. Достоевским, мыслителем, художником и человеком (Очерк жизни и творчества)
- Ход уроков
- I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество ф. М. Достоевского
- II. Беседа с учащимися о жизни и личности ф. М. Достоевского.
- III. Краткий пересказ содержания романов ф. М. Достоевского.
- 6. Романы ф. М. Достоевского «Бесы» (1871–1872), «Подросток» (1875)
- Урок 107 История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Петербург в изображении ф. М. Достоевского
- Ход урока
- История создания романа «Преступление и наказание»
- Часть I – подготовка и совершение преступления.
- Часть II – влияние этого преступления на душу Раскольникова.
- II. Беседа с учащимися по теме «Петербург Достоевского».
- Уроки 108–109 Родион Раскольников в мире униженных и оскорбленных. Путь к преступлению
- Ход уроков
- I. Беседа о героях романа «Преступление и наказание».
- II. Беседа с учащимися по теме «Преступление Раскольникова».
- Часть IV, главы 1–2
- Урок 110 «Двойники» Родиона Раскольникова, их роль в романе
- Ход урока
- I. Беседа с учащимися.
- II. Выступления учащихся с докладами или сообщениями.
- Часть III, глава 5,
- II. Работа над содержанием романа.
- Урок 112 Урок развития речи. Подготовка к сочинению по творчеству ф. М. Достоевского
- Уроки 113–114 «Толстой – это целый мир» (м. Горький) (Жизненный и творческий путь л. Н. Толстого)
- Ход уроков
- I. Вступительное слово учителя. Жизнь и творчество л. Н. Толстого (1828–1910)
- II. Рассказы учащихся о жизни л. Н. Толстого, богатой событиями.
- 1. Детство, отрочество и юность писателя
- 2. Л. Н. Толстой на Кавказе. Начало литературной деятельности
- 3. Педагогическая деятельность л. Н. Толстого
- 4. Литературная деятельность л. Н. Толстого до и после идейного перелома. Религиозно-этические взгляды писателя
- 5. «Весь мир, вся земля смотрит на него…» (м. Горький)
- Урок 115 «Правда» войны в «Севастопольских рассказах» л. Н. Толстого
- Ход урока
- I. Проверка домашнего задания.
- II. Работа над содержанием «Севастопольских рассказов».
- 1. «Севастополь в декабре»
- 2. «Севастополь в мае»
- 3. «Севастополь в августе 1855 года»
- Урок 116 «я старался писать историю народа» (л. Н. Толстой) (История создания романа-эпопеи «Война и мир». Особенности жанра и композиции. Смысл названия)
- Ход урока
- История создания романа-эпопеи «Война и мир»
- II. Выступления учащихся с индивидуальными заданиями.
- 1. О заглавии романа
- 2. О жанре
- 3. О композиции и сюжете
- 4. Система образов в романе-эпопее
- Урок 117 «Вечер Анны Павловны был пущен…» («Высший свет» в романе л. Н. Толстого «Война и мир». Анализ сцен из I тома , I части)
- Ход урока
- I. Проверка домашнего задания.
- II. Работа над эпизодом «в петербургском салоне а. П. Шерер» (т. I., ч. I, гл. 1–5).
- III. Работа над эпизодом «в доме графа Безухова» (т. I, ч. I, гл. 7, гл. 18–21).
- Урок 118 в доме Ростовых. В имении Болконских (Усвоение содержания прочитанных глав. Анализ эпизодов «Именины у Ростовых», «в имении Болконских Лысые Горы»)
- III. Работа над эпизодом «в имении Болконских Лысые Горы».
- Уроки 119–120 Изображение войны 1805–1807 гг. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения
- Ход уроков
- I. Вступительное слово учителя. Война в романе
- Урок 121 «надо жить, надо любить, надо верить» (л. Н. Толстой) (усвоение содержания II тома романа «война и мир»)
- Ход урока
- I. Вступительное слово учителя.
- II. Пересказ сцены «Приезд князя Андрея Болконского в Лысые Горы. Рождение сына. Смерть жены» (т. II, ч. I, гл. 9).
- III. Пересказ сцены «Вступление Пьера Безухова в масонство» (или беседа).
- IV. Выразительное чтение из III части гл. 1 (Грустные мысли князя Андрея при виде старого дуба.), гл. 2 (Ночь в Отрадном.), гл. 3 (Вторая встреча с дубом.)
- V. Пересказ сцены «Первый бал Наташи Ростовой» (т. II, ч. III, гл. 15–17).
- VI. Пересказ «Сцены охоты», эпизодов «Игра дядюшки на гитаре и пляска Наташи Ростовой» (т. II, ч. IV, гл. 6, 7).
- Ход уроков
- I. Проверка домашнего задания.
- II. Чтение и комментирование текста (т. III, ч. I, гл. 1.; т. III, ч. II, гл. 1).
- IV. Рассказы учащихся о Бородинской битве и ее значении в жизни России и в жизни героев романа (т. III, ч. II).
- Урок 124 «дубина народной войны поднялась со всею своею грознОю... Силой» (л. Н. Толстой) (партизанская война. Платон каратаев и тихон щербатый)
- Ход урока
- I. Вступительное слово учителя.
- II. Работа с учащимися по содержанию т. IV «Войны и мира».
- Урок 125 «нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (л. Н. Толстой) (образы кутузова и наполеона)
- Ход урока
- I. Опрос по домашнему заданию.
- II. Слово учителя.
- III. Обсуждение образов Кутузова и Наполеона.
- Уроки 126–127 путь исканий главных героев л. Н. Толстого. Андрей болконский и пьер безухов
- Ход уроков
- I. Реализация индивидуальных заданий учащихся.
- II. Беседа с учащимися по теме «Путь исканий главных героев л. Н. Толстого».
- Урок 128 женские образы в романе «война и мир»
- Ход урока
- I. Слово учителя о толстовском критерии красоты.
- II. Беседа с учащимися по вопросам:
- III. Прослушивание сообщений или докладов учащихся.
- Урок 129 развитие речи. Подготовка к сочинению по творчеству л. Н. Толстого
- Урок 130 тайна личности а. П. Чехова (очерк жизни и творчества писателя)
- Ход урока
- I. Вступительное слово учителя об общественно-политической жизни России в 80-е годы хiх в.
- II. Беседа с учащимися по вопросам:
- III. Объяснение нового материала. Очерк жизни и творчества Антона Павловича Чехова (1860-1904)
- Урок 131 «его врагом была пошлость» (рассказы «человек в футляре», «крыжовник», «о любви»)
- Ход урока
- I. Вступительное слово учителя.
- II. Работа над содержанием «маленькой трилогии» Чехова.
- «Человек в футляре»
- «Крыжовник»
- «О любви»
- Урок 132 рассказы а. П. Чехова «ионыч», «палата № 6»
- Ход урока
- I. Вступительное слово учителя.
- III. Работа над содержанием рассказа «Палата № 6» (1892).
- Урок 133 «пусть на сцене все будет... Как в жизни» (а. П. Чехов) (чехов – драматург)
- Ход урока
- I. Вступительное слово учителя.
- II. Выступления учащихся о прочитанных самостоятельно пьесах «Чайка», «Дядя Ваня».
- III. Объяснение нового материала. Основные черты новаторства чеховской драматургии
- IV. Работа над содержанием пьесы «Вишневый сад» (1903).
- II. Объяснение нового материала.
- 1. Своеобразие конфликта
- 2. Принципы группировки действующих лиц
- III. Выступления учащихся с сообщениями или докладами. (Реализация домашнего задания.)