logo
Поурочные планы по литературе 10 класс

III. Прослушивание рефератов или сообщений по темам.

Примерные темы:

1. Какие типические народные черты показаны Некрасовым в образе Якима Нагого?

2. Савелий – богатырь святорусский.

3. Что нового в народное представление о счастье вносит Ермил Гирин?

4. Матрена Тимофеевна – женщина с сильным характером и «гневным» сердцем.

5. «Народный заступник» Гриша Добросклонов.

Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова одновременно и очень реальный (напоминает многими чертами характера Н. Добролюбова), и в то же время обобщенный и даже условный. С одной стороны, он человек определенного «быта и образа жизни» (Н. Н. Скатов) [10]: сын «батрачки безответной» и дьячка, жившего «беднее захудалого последнего крестьянина» (Н. А. Некрасов), потом семинарист и хороший парень, любящий деревенских мужиков, готовый бороться за их счастье и желающий им всех благ. Но Гриша Добросклонов и более обобщенный образ молодости, устремленной вперед, в будущее. Гриша видит, что русский народ пробуждается к борьбе. Путь «народного заступника», борца за народное счастье труден, но прекрасен.

На этот путь вступают лишь «души сильные, любвеобильные». У Некрасова по-настоящему счастливый человек – тот, кто борется за благо и счастье народа, – Гриша Добросклонов.

Домашнее задание.

1. Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.

Примерные темы:

1) «Я лиру посвятил народу своему…» (Некрасов).

2) Родина в поэзии Некрасова.

3) Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» или «Элегия». (Восприятие, истолкование, оценка.)

4) Изображение судьбы русской женщины в произведениях Н. А. Некрасова.

5) Поэма «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова – энциклопедия русской народной жизни.

6) Проблема положительного героя в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

2. Индивидуальное задание: биография Н. Г. Чернышевского.