logo search
ежедневник-пролог

1.01. Доказательством того, что Церковь наша есть православная, а раскольническая неправославная, может служить то, что у нас совершаются чудеса, а у раскольников нет

(Чудо св. Василия, еже сотвори в Никеи)

Доказательством, с одной стороны, того, что Церковь наша есть истинная, святая и православная, а, с другой, того, что церковь раскольническая не есть православная, а церковь лукавствующих, может служить между прочим и то, что в нашей Церкви как прежде совершались, так и доселе совершаются и, конечно, и впредь будут совершаться истинные чудеса. У раскольников же истинных чудес нет, не было и не будет. На это, братие, мы вам и пример представим. Греческий царь Валент, по вере еретик — арианин, закрыл православные церкви в своем государстве, отдал их во власть ариан и приказал изгнать всех православных епископов. Последние сказали царю: "прежде, чем привести в исполнение свое повеление относительно нас, позволь Василию Великому войти в собеседование о вере с арианами. Если они на оном победят Василия, то мы все беспрекословно покоримся тебе". Царь согласился и призвал Василия в Никею. Василий, сказав Валенту, что пусть его с арианами Бог рассудит, поступил так: он повелел запереть двери одной из церквей и сказал арианам: "хотите ли рассудить, чья вера правая чрез эти двери? Если, по молитве вашей, о не отверзутся сами собой, будем знать, что правда на нашей стороне; если же отверзутся по молитве нашей, то тогда все должны будут признать, что православно веруем мы, а не вы. Ариане согласились, с утра до вечера молились они об отверзении дверей, но "не бысть, как сказано, ни гласа, ни послушания". Затем настала очередь православных. Св. Василий с клиром и народом православным подошел к церкви, преклонил колена и сталь молиться. "И внезапу бысть гром велик, и отверзошася двери церковные". Все ужаснулись и прославили Бога. Царь повелел возвратить церкви православным, наградил Василия великими дарами и отпустил с миром.

Пример, кажется, убедительный. Как видите, еретики — ариане целый день молились об открытии врат церковных, но не было ни гласа, ни послушания. Помолились православные, и двери открылись сами собою. Ясно, значит, что с православными была благодать Божия, с которою верующему вся возможна суть , у еретиков не было благодати, и молитва их осталась тща. Тоже, вот, происходит и теперь. В нашей православной Церкви и сейчас открываются нетленные мощи святых, при которых силою Божьею совершаются великие чудеса; те же великие чудеса явлены бывают и от святых угодников прежде почивших и от святых икон и, наконец, вообще от Господа.

А у раскольников видим ли что подобное? Нет, а видим одни лишь взаимные распри: там поповщина, а здесь беспоповщина, там бегуны, странники и т. д. без конца. А между тем все веруют по одним и тем же старопечатным книгам. Может ли быть после сего у них благодать Божия? Могут ли быть чудеса? Конечно, нет, и спасение у них невозможно. Бегайте же, братие, от раскольников и блюдите, да никтоже вас будет прельщая философиею и тщетною лестью по преданию человеческому по стихиям мира, а не по Христе (Кол. 2, 8). Аминь.