logo search
ОТВЕТЫ ИРЛ

16. Трагедия Пушкина «Борис Годунов»: проблематика и поэтика.

Борис Годунов - полноценная драма с принципиально новыми проблемами.

Проблема жанра. Сам Пушкин иногда шутливо называет её "комедия" (кивок во время действия самой пьесы, когда любая драма называлась «комедией») 1 раз он в письмах называет её "романтическая трагедия". В изданиях поименования нет. Свободная форма.

Классич. трагедия - 5 актов: 3 взлёта напряжения и 2 спада. П вместо 5 действий сделал 23 сцены. Благой утверждал, что если эти сцены разделить схематически, не композиционно, то 5 актов можно выстроить. Действие происходит в Москве, в Польше, в патриарших палатах, в корчме - где угодно. Какое там единство места?! Время - 7 лет. Какое там единство времени?! Часть сцен - проза, часть - стихотворная. Так что даже единства формы нет.

Очень странно дело обстоит с композицией. Почти все события - вне сценического пр-ва. На сцене - реакция на эти события. Персонажи сообщают о событии, оценивают его... рецептивный сюжет (отклик на события). В клссич. трагедии - катарсис: гармония покупается страданиями героя. Тут всё не так просто. Первый, кто обошёл классич. единства - Шекспир. Но он писал хроники. БГ больше всего похоже на шекспиовские хроники, но там главное - герой, судьба героя. А кто у Пушкина герой? Ну текст вроде называется БГ - в чём вопрос? Однако этот герой участвует в меньше трети сцен и не участвует не в завязке, ни в развязке и погибает задолго до конца действия. Трагедия завязывается без него и развязывается после его смерти. Перс, претендующий на роль героя - Отрепьев. Гуковский так и предлагал. Самозванец участвует в 9и сценах (больше, чем БГ), но он не участвует во 2й половине пьесы, и развязка опять же без него. Кто же герой? Новый герой реалистического времени – Народ. Он участвует и в завязке, и в развязке и в кульминационных сценах. Он только не выполняет традиционную ведущую роль. Тут он не может быть субъектом действия, не может определять его. Народ оказывается в положении марионетки, а не субъекта действия. В конце пьесы народ будет безмолвно смотреть, как будут убивать наследников Бориса. В первоначальном варианте народ приветствует новую власть. Ремарки "народ безмолвствует" тогда ещё не было. Народ - объект истории, который им руководит. Он равно приветствует и Годунова и самозванца, убивающего наследников БГ.

Пушкин принимает версию, что сторонники БГ убивают царевича Дмитрия, законного наследника. В конце пьесы - зеркальное повторение этого. Сына БГ свергают, и династия вновь уничтожается. Сторонники самозванца обрекают себя на Смутное время, которое в свою очередь уничтожит в своё время и их. И всё-таки в этом кровавом хаосе есть некая закономерность: "Как аукнется..." (принцип бумеранга). Борис уходит от власти, постригается в монахи, отдаёт престол сыну, который, по его мнению, ни в чём не виноват. Его как будто не за что наказывать. И получается, что невинный страдает за вину виноватого. А народ за что страдает? Владыкою себе цареубийцу мы нарекли..." - народ поспособствовал этому и по справедливости должен расплатиться за трагедию. В рукописном конце народ приветствует нового царя, в другом - безмолвствует. 1 ремарка кардинально, противоположно меняет весь текст. Народ - многоликое чудище: кто приветствует, кто проклинает. Выходит бояре с тремя стрельцами. Достаточно троих стрельцов и безоружных бояр, чтобы народ расступился. Народ бессилен, ему даже не надо угрожать. Ремарка «народ безмолвствует» появилась только через 5 лет после появления Годунова. За это время он закончил Онегина, и потому пересмотрел взгляд на русский народ.

Борис Годунов» Историзм, конфликт, новаторство.

Творчество Пушкина – это стремительное движение, развитие, тесно связанное с его судьбой, с общественно-идеологической и литературной жизнью России в первой трети 19 века. Пушкина не имеет двух биографий - биографии обычной, житейской и биографии писательской. Он являет собой пример единства человека и поэта. Жизнь и поэзия сливались у него в единое целое. Факты жизни становились фактами творчества.

Замысел исторической драмы возник у Пушкина при прочтении 9 и 11 томов « Истории государства Российского» Карамзина. В них содержалась история царствования Фёдора Михайловича, Борис Годунова, Фёдора Годунова и Лжедмитрия.

Из них Пушкин выделяет 4 группы - Царь и его сподвижники, бояре во глав с Шуйским, дворяне и поляки, поддерживающие Самозванца и народ. В истории, по мысли Пушкина, действуют две силы - рациональная и стихийная, то есть иррациональная. С одной стороны, история – это столкновение интересов различных социальных групп, с другой – стихийная иррациональность Рока, Судьбы. Так, Борис Годунов, изначально, вне зависимости от его личных качеств и способностей, обречён на гибель. И если у Шекспира действие определяет конфликт личностей, то у Пушкина Борис не является жертвой боярских интриг, Самозванца или поляков. Борис мог бы справиться со всем этим – но он в воле Рока. Судьба преследует Бориса смертью царевича, и мнением народным. Поскольку именно они выступают орудием Судьбы, то народ мыслиться Пушкиным как иррациональное , которое не подчиняется рациональным и этическим законам. Хотя народ берёт на себя право морального суда, его оценки и правильны и ошибочны, в них чрезвычайно слаб сознательный компонент. Мнение народа изменчиво, ему нельзя доверять. Кроме того, народное мнение – темно. Чтобы выявить это, Пушкин вводит религиозную тематику, организуя действие вокруг воскрешения Дмитрия. Борису приходиться вести борьбу не только с реальными соперниками, но и « тенью» Дмитрия, народным суеверием. Все события в трагедии, образуя замкнутый круг, так или иначе связаны незримо витающей тенью убитого царевича.

В пору Пушкина народ представлялся загадкой, главное противоречие заключалось в сознании мощи народа и, одновременно, в рабском его терпении, раболепии. При разрешении этого противоречия можно было пойти либо по пути романтиков, либо классицистов, превратив героя в рупор авторских идей, или же придав моральное тождество с автором. Можно было, следуя Крылову, встать на позицию «мудрости народной», скрывая свою точку зрения, предпочтя оценку народную оценке просвещённого. Пушкин же понял род драмы как принципиально объективный. Её персонажи должны сами представлять действующих лиц, обладающих собственными характерами, а не кукол. Эффект убедительности тем сильнее, чем нагляднее представлено влияние автора.. Не автор должен руководить персонажем, скорее наоборот. Пушкин отвергает модернизацию персонажей, стремясь к максимальной стилизации времени и эпохи. Кроме того, пушкинское историческое художественное сознание держится на том, что в исключительных событиях действуют обыкновенные люди. Они ведут себя так, как подобает людям их сословия. Для того, чтобы выявить разницу характеров людей православной Руси и близкой к европейским взглядам Польши, Пушкин ярко сопоставляет их. Например, в сцене объяснения Дмитрия и Марины, - культ дамы, фонтаны, манеры и пр. Однако оставшись наедине с собой, Дмитрий всё равно мыслит по-русски .