logo
ОТВЕТЫ ИРЛ

47. Сюжет, композиция и художественная идея поэмы «Мцыри».

«Мцыри» - одна из поздних поэм Л. (1839) и один из последних классических образцов рус. романтич. поэзии. Преодоление романтического индивидуализма ставило перед Л. Проблему действенных путей борьбы за свободу личности, проблему иного героя. В отличие от разочарованного героя байроновского типа, Мцыри — герой-борец, протестующий против насилия над личностью. Пламень, а не хлад жил в его груди. Он весь – порыв к свободной, яркой, полноценной, подлинно человеческой жизни. Тоска его – это не состояние безнадежности, а зовущая к борьбе тоска по идеалу. Он вырос одиноким, но тяготится одиночеством. И хотя ему не удается найти путь в «родимую страну», «где люди вольны, как орлы», смысл поэмы в том, чтобы «прославить поиски, могущество воли, мужество, мятеж и борьбу, к каким бы трагическим результатам они ни вели». Характер Мцыри противостоит бездеятельному, «позорно-равнодушному» поколению, которое «вянет без борьбы». Но борьба с барсом выражает мысль о возможности победы, если сердце зажглось жаждой борьбы. Но здесь нет внутреннего крушения, к которому приходит романтический индивидуалист. Мцыри падает жертвой объективных обстоятельств, оказавшихся сильнее его.

Типично ром. поэма: единство человека с природой - Мцыри и гроза, ром. любовь - встреча с грузинкой, борьба - поединок с барсом, свобода - побег из монастыря, любовь к родине. Решительное неприятие современной действительности породило «начало отрицания» действительности, вызывающей презрение и ненависть («Демон»). Но в романтизме Л. Появляется «начало утверждения», т. е. тоска по идеалу, вера в положительные начала жизни. В «Мцыри» поэт утверждает идеал свободной жизни.

Мцыри в поэме не только герой, но и рассказчик. Форма исповеди является средством наиболее глубокого и правдивого раскрытия психологии героя. Автор, сохраняя романтическую манеру изображения характера героя, достигает подлинной правды в раскрытии душевного мира. Его монолог состоит из двух частей: 1-я ч. — собственно исповедь Мцыри монаху, 2-я ч. монолога — рассказ о днях, проведенных на воле. Предшествующая монологу авторская экспозиция намечает все основные этапы жизни героя, поэтому в монологе внимание сосредоточено не на внешней, а на его духовной биографии. Стих поэмы — 4-стопный ямб с мужскими окончаниями. В основе сюжета «Мцыри» лежит традиц. романтич. ситуация — бегство из неволи, получающая у Л. свое развитие и разрешение. Романтический конфликт поэмы задан исключительностью центрального персонажа. Однако специфика данного романтического конфликта заключается в том, что побег Мцыри из монастыря в естественную среду не есть приобщение к новому культурному миру (как путь пушкинского Алеко), а является разрывом с органически несвойственным ему мироощущением и образом жизни ради возвращения к самому себе, к истокам и первоосновам собств. бытия — к тому, от чего он был насильственно отторгнут. Бегство Мцыри — это почти чистый порыв, самодостаточный своим стремлением к воле и свободе, неодолимый зов природы. Поэтому в поэме такое большое место занимают упоминания о ветре, птицах, зверях; функция этих образов двояка: сливаясь с главным героем в естественности порыва, они помогают выявить непоколебимую силу его духа. Стремление Мцыри вырваться из стен монастыря на волю, в родную стихию, на родину, о которой он хранит память с детских лет, приобретает в структуре поэмы символич. значение: «родина» — это помимо всего знак и символ абсолютной свободы, некоей идеи. Но поражение терпит не только Мцыри: во вступит. главе сообщается, что тот уклад жизни, от которого он бежал, «монастырь» с его заведенным порядком давно отошли в небытие. На события поэмы автор смотрит как бы с точки зрения вечности. Происходит, т.о., переключение частного и индивидуального на уровень универсального и всемирного. Оно несет в себе примирительный момент, поскольку индивидуальная судьба сопоставляется с чем-то более значительным и широким — с вечностью, в которой все частное тонет. И в то же время оно резко враждебно всякой примирительности, поскольку все тревоги и страдания частной судьбы остаются неразрешенными, ее порыв к свободе неудовлетворенным, и исчезновение человека с лика земли отзывается в читательском сознании непримиренным диссонансом. Определенное влияние на создание поэмы оказал и груз. фольклор. Центр. эпизод — битва с барсом — осн. на мотивах груз. нар. поэзии.

48. Роман Лермонтова «Княгиня Лиговская» и становление лермонтовского психологизма. «Княгиня Лиговская» - незавершенный социально-психологич. роман Л. (1836). Место действия — Петербург 1830-х гг., основа сюжета — история отношений гл. героя гвардейского офицера Печорина с его бывшей возлюбленной кн. Верой Лиговской и конфликт между Печориным и бедным чиновником из дворян Красинским. Образ Печорина во многом автобиографичен. Сюжетная линия Печорин — Негурова воспроизводит отношения Л. с Е.А. Сушковой. Лермонтов пишет, когда начинает вливаться в светское общество; задействован личный опыт. Ушел подчеркнутый автобиографизм. Это произведение новаторское и по духу, и по сути. Печорин — это уже и попытка создания характера, стремление к определенному обобщению. В нем отчетливы некоторые типич. черты светского молодого человека: цинич. скептицизм, внутр. опустошенность, душевная черствость, стремление играть заметную роль в свете, который он презирает. В то же время Печорин — натура незаурядная; независимость суждений, аналитич. ум, способность критич. осмысления действительности выделяют его из окружающей среды.

Изображение локального мира. Некоторые принципы «светской» повести, с ее повышенным интересом к протокольной достоверности, сказались в том, что время действия романа определено с точностью до дня и минуты, оно связывается с известными читателю событиями светской хроники. Точно обозначено начало действия: «В 1833 году, декабря 21-го дня в 4 часа... заметьте день и час...» ; «...картина Брюллова: «Последний день Помпеи» едет в Петербург» (картина была привезена в нач. 1834). Светская повесть отражает нравы, обязательно бал, маскарад, салон. Разговоры играют большую роль. Интрига обрушивается на положительных героев. Стремление показать пустоту светского общества, недоброжелательность по отношению к людям. Правила формирования человека в свете. Печорину в романе противостоит Красинский, обедневший дворянин. Социальный конфликт — столкновение обедневшего и фактически лишенного сословных привилегий дворянина с блестящим гвардейцем-аристократом. Описан Красинский контрастно образу Печорина: последний невысок и некрасив, Красинский же «высокого роста» и «удивительно хорош собою». Напряженное мироощущение Красинского и его интенсивная эмоциональность роднят его с «неистовыми» героями раннего Л. Однако в худож. системе социально-бытового реализма «неистовые» порывы неизбежно утрачивали свой масштаб и трансформировались в «мелочную ненависть» или же в социальный эгоизм с весьма ограниченными жизненными целями: «Деньги, деньги и одни деньги, на что им красота, ум и сердце? О, я буду богат непременно, во что бы то ни стало, и тогда заставлю это общество отдать мне должную справедливость». Красинский – важное открытие, маленький человек, наделенный непомерными социальными амбициями. Прием замедленного раскрытия характера Красинского, создающий вокруг него ореол некоторой таинственности. Герой пытается проникнуть в свет и завоевать его. Т. о., в романе два главных персонажа, которые вносят свой мир; на них держится интрига.

Обстановка и среда определяют их психику и поступки героев. Вместе с тем эта тенденция еще далека от завершения. На всей системе образов лежит печать переходности; это особенно относится к центральному герою: он еще не наделен ясно выраженными чертами социальной психологии. В повествоват. технике романа заметны разнообразные средства социально-психол. раскрытия характера. Л. отказывается от введения исповеди и др. форм лирич. самоизлияния героя и широко пользуется приемами внешнего обнаружения внутренних состояний. Он показывает действия героев, не вписывающиеся в нашу логику. Лермонтовский психологизм: несоответствие поступка и чувства, слова и действия. Многое комментирует повествователь, проводит героя через несоответствия. У Пушкина эмоциональное состояние героя – через деталь, у Лермонтова нет. Маска прикрывает истинное чувство, а не пустоту. Умение держать себя, человек в тисках светских норм (Вера после сцены с картиной). Наряду с прямым – скрытый диалог. Говоря со всеми, говорит только с одним человеком. Светский разговор – ширма, он пуст, его можно наполнить любым содержанием. Герои, встречаясь, возобновляют прерванный разговор. Нет прямого выяснения чувств. Так формируется внешний и внутренний человек. Два способа изображения персонажей. Проработаны очень глубоко (Печорин, Красинский, Негурова, Вера). Показано, как внешность героя оценивается другими. Второстепенные участники действия романа даны как «галерея» типов при помощи коротких эпиграмматич. зарисовок. Их характеристики преим. не психологические, а карикатурные, осн. на внешнем описании наружности, символизирующей внутреннее содержание образа. Эта массовая характеристика персонажей особенно ясна в сцене бала в доме баронессы Р** (дипломат, немая добродетель, которая уморила трех мужей). Лермонтов наделяет их автоматическими повторяющимися движениями. Сатирическое изображение «света» — отличит. особенность романа. Массовость и некоторая типологическая «стадность» персонажей иронически передана однотипностью синтаксических отрезков, которые вводятся столь же однотипным зачином: «тут было все, что есть лучшего в Петербурге...», «тут было пять или шесть наших доморощенных дипломатов...» и т.д. Именно потому, что рядом прорисованы персонажи, мир остается реалистичным.

Одно из первых изображений петербургских трущоб. Театр – всесословное место. Лермонтов опередил время. Новый тип конфликта. Лермонтов предваряет натуральную школу.