14. Незаконченные прозаические замыслы Пушкина.
В 1827 г. Пушкин начинает писать исторический рома из эпохи петра - « Арап Петра Великого». О напечатанных тогда Пушкиным отрывках из « Арапа петра великого» Белинский писал: «будь этот роман кончен так же хорошо, как начат, мы имели бы превосходный исторический русский роман, изображающий нравы величайшей эпохи русской истории».
Пафосом «Арапа Петра Великого» является прославление преобразовательной, созидательной деятельности Петра 1 и его сподвижников. «Арап Петра великого» продолжал спор поэта с царем и Бенкендорфом о роли и значении просвещения для развития русской жизни. Пушкин своим романом, также как и запиской « О народном воспитании», утверждал ценность того, что было ненавистно Николаю. В противовес крепостнической реакции Пушкин всем циклом произведений о Петре провозглашал необходимость и неизбежность дальнейшей прогрессивной, антикрепостной политики.
Роман как бы указывал и те силы русского общества, на которые могло было и должно опереться правительство, если бы оно пожелало осуществлять эту прогрессивную политику. У царского престола должны стоять не корыстолюбивые наемники и льстецы, а не подкупное, честное и пресвященное дворянство( образы Ибрагима, Долгорукого), ученые, поэты (Брюс, Феофан и другие сподвижники Петра) (стр. 198)
Вскоре после смерти Пушкина в VIII книге «Современника» (1837 года) были напечатаны неоконченные «Египетские ночи» и отрывок из этого же романа Пушкина с таким примечанием П. А. Плетнева: «Очерк и даже некоторые частности этого отрывка автор успел уже употребить в неоконченной повести своей под названием «Египетские ночи». Издатели не считают за излишнее поместить здесь этот отрывок и в том виде, как он приготовлен был автором еще до назначения ему места в пьесе, как он набросан был в виде запасного материала. Небесполезно учиться у хорошего писателя, наблюдая, как он сам сочинение свое критикует, иные части сжимая в нем, иные развертывая».
Замечание Плетнева вместо разъяснения ввело всех современных и последующих читателей и исследователей в заблуждение тем, что внушило совершенно неверное представление об этом отрывке как об одном из первоначальных черновых набросков «Египетских ночей», между тем как в действительности этот отрывок является самым последним фрагментом, заменившим собою повесть «Египетские ночи», от продолжения которой поэт отказался. Не сочли нужным издатели оговорить и другое немаловажное обстоятельство, касающееся основного текста, а именно: что они напечатали не пушкинскую, а собственную весьма искусную композицию из различных рукописей Пушкина - черновых и беловых, и даже разных годов (1825-1835).
Интересной с точки зрения сюжета является незаконченная повесть Пушкина “Египетские ночи”, в которой сюжета фактически нет. Ее основная тема - взаимоотношения поэта и общества, поэта и толпы, тема явно стихотворная. С другой стороны, стихотворения Пушкина, посвященные этой теме, бессюжетны. Может быть, поэтому в “Египетских ночах” нет сюжета.
«Бова» - неоконченная поэма
«История села Горюхина» - неоконченная повесть Александра Сергеевича Пушкина, написанная во время «болдинской осени» 1830 года. Представляет собой начало сельской хроники, изложенной от лица владельца Горюхина - молодого помещика Ивана Петровича Белкина. «История села Горюхина» представляет собой одну из рукописей, оставшихся от вымышленного Пушкиным автора - Ивана Петровича Белкина (1801-1828), владельца села Горюхина, прожившего в нём почти всю жизнь (с перерывом на воинскую службу). В ранней версии биографии Белкина, написанной ещё в 1829 году, И. П. Белкин явно упоминается как автор двух различных рукописей - цикла повестей («Повести Белкина») и истории собственной вотчины[2].
В черновиках сохранились цифровые подсчеты для «Истории…», исходя из площади села в 240 десятин. При этом Пушкин основывался на данных Болдина по состоянию имения к V ревизии (1794).
При жизни Пушкина повесть не печаталась. Впервые напечатана (с пропусками и неправильной последовательностью частей) в «Современнике», т. VII, 1837, стр. 197-220.
«Дубро́вский» - неоконченный (по крайней мере, необработанный) и не изданный при жизни роман А. С. Пушкина (1833 год), представляющий собой романтическую историю о любви Владимира Дубровского и Марии Троекуровой - отпрысков двух враждующих помещичьих семейств.
- Историко-литературное движение и литературный процесс 1800-1840-х годов.
- Баллады Жуковского.
- 1851Г – “Царскосельский лебедь”
- Особенности поэтического стиля Жуковского
- 4. Творчество к.Н. Батюшкова: периодизация, жанровая система лирики Батюшкова.
- 1) Принцип номинации, мифологизация истории.
- 11. Развитие пушкинского лирического стиля в 30-е годы.
- 12. Принципы повествования, построение сюжета и способы раскрытия характеров в «Повестях Белкина».
- 13. «Капитанская дочка» Пушкина: человек в потоке истории, тип повествования, способы характерологии
- 14. Незаконченные прозаические замыслы Пушкина.
- 15. Поэма Пушкина «Граф Нулин».
- 16. Трагедия Пушкина «Борис Годунов»: проблематика и поэтика.
- 17. «Пиковая дама»: своеобразие сюжета, тип героя, соотношение реального и фантастического.
- 18. Становление реализма в романе «Евгений Онегин».
- 19. Композиция романа «Евгений Онегин».
- 20. Образ автора в романе «Евгений Онегин».
- 22. Жанровое своеобразие романа «Евгений Онегин».
- 23. «Маленькие трагедии»: конфликты, характеры и композиционные приемы.
- 24. Поэма Пушкина «Медный всадник».
- 25. Своеобразие русского философского романтизма (Веневитинов, Хомяков, Шевырев).
- 26. Жанр элегии в творчестве Боратынского. «Поэзия мысли»
- 27. Цикл Боратынского «Сумерки».
- 3 Главных мотива в цикле:
- 29. Философская проза в.Ф. Одоевского.
- 30. Жанр повести в творчестве а.А. Бестужева (Марлинского).
- 31. Басни и.А. Крылова.
- 32. Действие и конфликт в «Горе от ума» Грибоедова.
- 33. Композиция и жанр «Горя от ума».
- 35. Гоголевский цикл «Миргород» как художественное целое. Принципы детализации.
- 37. «Мертвые души»: замысел и жанр.
- 38. Эпический строй «Мертвых душ».
- 39. Принципы изображения характеров в «Мертвых душах».
- 40. Символика «живого» и «мертвого» в «Мертвых душах» Гоголя. Принципы символизации.
- 41. Второй том «Мертвых душ».
- 42. «Выбранные места из переписки с друзьями» как итог духовных исканий Гоголя.
- 43.Ранние поэмы Лермонтова: типология, художественное своеобразие.
- 44. Ранняя лирика Лермонтова: жанровое своеобразие и формы воплощения лирического «я».
- 45. Зрелая лирика Лермонтова: основные мотивы, жанровое своеобразие.
- 46. Поэтический смысл и композиция поэмы «Демон».
- 47. Сюжет, композиция и художественная идея поэмы «Мцыри».
- 49. Композиция «Героя нашего времени».