logo
ОТВЕТЫ ИРЛ

38. Эпический строй «Мертвых душ».

Сначала замысел – всю Россию, а потом замысел изменяет – дает опредление поэмы. Родовая специфика – лироэпическая поэма

Ипользует разные формы эпоса: роман, рассказ, повесть, новелла, притча – синтезирует.

Роман-путшеествие – дорога как развитие жизни, а Мертвые души – мир статичен, мир мертв

Авантюрный роман – раньше название “Похождения Чичикова”. Герой каждый раз попадал в авантюры и в финале в 11 главе – история героя, как череда авантюр. Система намеков, недоговорок.

Бытописный роман. Вещь – слепок души, описано с тщательностью.

Нравописательный роман – лирические отступления

Вставная повесть – Копейкин

Вставная притка – Мокий и Кифит

Сатирический роман.

Лирическая струя – песни, пословицы.

Эпический строй «Мёртвых душ» очень сложен. Гоголь использует сразу несколько традиций и сочетает разные эпические жанры. Это и нравоописательный роман, и бытоописательный, и воспитательный. Здесь присутствует повесть как вставной элемент («Повесть о капитане Копейкине»), и притча. Наиболее яркие традиции таковы: 1. Традиция авантюрного романа Она отражена даже в названии, под которым поэма была издана в 1842 г. (первая публикация) – «Похождения Чичикова, или Мёртвые души». Сюжет поэмы авантюрный: главный герой бодро и гладко передвигается от одного происшествия к другому, но появляются ситуации, разрушающие эту цепь событий: из-за подозрений Коробочки и Ноздрёва Чичикова уличили в афере. Сам Чичиков – герой авантюрист, который пытается проникнуть из «низов» в «верхи». 2. Традиция романа-путешествия История литературы знает различные путешествия — в зависимости от той цели, которую преследует путешествующее лицо. Но не было еще, кажется, примера, когда бы путешественник отправлялся за таким странным предметом — за приобретением мертвых. Гоголь собирался «изъездить вместе с героем всю Россию». Использование черт романа-путешествия открывала широкие возможности для выведения множества самых разнообразных характеров. Причем выведение характеров достигалось свободно, по мере естественного включения персонажей в аферу Чичикова.  Путешествие способствует и возникновению лирических отсутплений, потому что дорога ведёт к размышлению. Также в путешествии (и в «Мёртвых душах») велико значение описательности: описываются пейзажи, имения, интерьеры, процесс купли-продажи, еда и т. д. Человек живёт в мире вещи, которые о нём (человеке) говорят.