38. Эпический строй «Мертвых душ».
Сначала замысел – всю Россию, а потом замысел изменяет – дает опредление поэмы. Родовая специфика – лироэпическая поэма
Ипользует разные формы эпоса: роман, рассказ, повесть, новелла, притча – синтезирует.
Роман-путшеествие – дорога как развитие жизни, а Мертвые души – мир статичен, мир мертв
Авантюрный роман – раньше название “Похождения Чичикова”. Герой каждый раз попадал в авантюры и в финале в 11 главе – история героя, как череда авантюр. Система намеков, недоговорок.
Бытописный роман. Вещь – слепок души, описано с тщательностью.
Нравописательный роман – лирические отступления
Вставная повесть – Копейкин
Вставная притка – Мокий и Кифит
Сатирический роман.
Лирическая струя – песни, пословицы.
Эпический строй «Мёртвых душ» очень сложен. Гоголь использует сразу несколько традиций и сочетает разные эпические жанры. Это и нравоописательный роман, и бытоописательный, и воспитательный. Здесь присутствует повесть как вставной элемент («Повесть о капитане Копейкине»), и притча. Наиболее яркие традиции таковы: 1. Традиция авантюрного романа Она отражена даже в названии, под которым поэма была издана в 1842 г. (первая публикация) – «Похождения Чичикова, или Мёртвые души». Сюжет поэмы авантюрный: главный герой бодро и гладко передвигается от одного происшествия к другому, но появляются ситуации, разрушающие эту цепь событий: из-за подозрений Коробочки и Ноздрёва Чичикова уличили в афере. Сам Чичиков – герой авантюрист, который пытается проникнуть из «низов» в «верхи». 2. Традиция романа-путешествия История литературы знает различные путешествия — в зависимости от той цели, которую преследует путешествующее лицо. Но не было еще, кажется, примера, когда бы путешественник отправлялся за таким странным предметом — за приобретением мертвых. Гоголь собирался «изъездить вместе с героем всю Россию». Использование черт романа-путешествия открывала широкие возможности для выведения множества самых разнообразных характеров. Причем выведение характеров достигалось свободно, по мере естественного включения персонажей в аферу Чичикова. Путешествие способствует и возникновению лирических отсутплений, потому что дорога ведёт к размышлению. Также в путешествии (и в «Мёртвых душах») велико значение описательности: описываются пейзажи, имения, интерьеры, процесс купли-продажи, еда и т. д. Человек живёт в мире вещи, которые о нём (человеке) говорят.
- Историко-литературное движение и литературный процесс 1800-1840-х годов.
- Баллады Жуковского.
- 1851Г – “Царскосельский лебедь”
- Особенности поэтического стиля Жуковского
- 4. Творчество к.Н. Батюшкова: периодизация, жанровая система лирики Батюшкова.
- 1) Принцип номинации, мифологизация истории.
- 11. Развитие пушкинского лирического стиля в 30-е годы.
- 12. Принципы повествования, построение сюжета и способы раскрытия характеров в «Повестях Белкина».
- 13. «Капитанская дочка» Пушкина: человек в потоке истории, тип повествования, способы характерологии
- 14. Незаконченные прозаические замыслы Пушкина.
- 15. Поэма Пушкина «Граф Нулин».
- 16. Трагедия Пушкина «Борис Годунов»: проблематика и поэтика.
- 17. «Пиковая дама»: своеобразие сюжета, тип героя, соотношение реального и фантастического.
- 18. Становление реализма в романе «Евгений Онегин».
- 19. Композиция романа «Евгений Онегин».
- 20. Образ автора в романе «Евгений Онегин».
- 22. Жанровое своеобразие романа «Евгений Онегин».
- 23. «Маленькие трагедии»: конфликты, характеры и композиционные приемы.
- 24. Поэма Пушкина «Медный всадник».
- 25. Своеобразие русского философского романтизма (Веневитинов, Хомяков, Шевырев).
- 26. Жанр элегии в творчестве Боратынского. «Поэзия мысли»
- 27. Цикл Боратынского «Сумерки».
- 3 Главных мотива в цикле:
- 29. Философская проза в.Ф. Одоевского.
- 30. Жанр повести в творчестве а.А. Бестужева (Марлинского).
- 31. Басни и.А. Крылова.
- 32. Действие и конфликт в «Горе от ума» Грибоедова.
- 33. Композиция и жанр «Горя от ума».
- 35. Гоголевский цикл «Миргород» как художественное целое. Принципы детализации.
- 37. «Мертвые души»: замысел и жанр.
- 38. Эпический строй «Мертвых душ».
- 39. Принципы изображения характеров в «Мертвых душах».
- 40. Символика «живого» и «мертвого» в «Мертвых душах» Гоголя. Принципы символизации.
- 41. Второй том «Мертвых душ».
- 42. «Выбранные места из переписки с друзьями» как итог духовных исканий Гоголя.
- 43.Ранние поэмы Лермонтова: типология, художественное своеобразие.
- 44. Ранняя лирика Лермонтова: жанровое своеобразие и формы воплощения лирического «я».
- 45. Зрелая лирика Лермонтова: основные мотивы, жанровое своеобразие.
- 46. Поэтический смысл и композиция поэмы «Демон».
- 47. Сюжет, композиция и художественная идея поэмы «Мцыри».
- 49. Композиция «Героя нашего времени».