logo
ОТВЕТЫ ИРЛ

13. «Капитанская дочка» Пушкина: человек в потоке истории, тип повествования, способы характерологии

Гринев Петр – сын Гринева-старшего. Савельич – его дядька. Семья Мироновых – семья капитана белгородской крепости. Мария Миронова, Швабрин, Пугачев. “Капитанская дочка” была опубликована в “Современнике” еще при жизни Пушкина и лишь одна глава из-за цензуры не была напечатана. “Пропущенная глава”

В своем произведении автор показывает нам масштабность массового восстания, развернувшегося еще и до самого Пугачева – это видно по изуродованным казакам, которых пытали и поволжских крестьян – показывает широту социальной базы движения. При этом особенность в том, что при всей массовости народ – не безликая масса. Здесь участники показаны в различных проявлениях их создания. Крестьяне показаны как люди, хорошо понимавшие цель пугачевского восстания и последствия для них. И поэтому так ярко здесь проступает образ Савельича – не только не бросивший хозяина, но и не боясь гнева Пугачева требовал барское имущество. Первая особенность изображения массы в лицах – и именно лица определяли всю массу. К этой же особенности относится изображение масс дворян через Швабрина и Гринева – так как основным мерилом здесь выступает честь – именно ей поступился Швабрин и стал предателем, и именно защищаю и свою, и честь Мари Гринев стал близок к Пугачеву.

Вторая особенность – изображение исторической фигуры – Пугачева. Многие изображали его злодеем, но Пушкин изобразил его не только вождем восстания с умом, храбростью, героизмом, но и гуманного “батьку” с любовью к народу. Узнав, что Швабрин “обижает сироту” был взбешен. Для Пушкина Пугачев – выражение национального характера русского народу и вместе с тем его политическая незрелость и слабость движения. Повествование и описание построено так, что несмотря на то, что мы не можем точно уловить образ Пугачева, то он простой казак, помогший путникам в метель, то он лжецарь вешающий офицеров, однако читатель проникается к нему уважением и симпатией.

Третья особенность – КД положила начало русскому историческому роману тем, что сочетало в себе исторические факты и вымышленные истории. При этом у Пушкина это все очень переплетено – и исторический конфликт держится на повествовании о жизни людей. Поэтому особенности связи истории и частной жизни в том, что Пушкин пересказывает историю на примере обычного семейства (Миронова, Гриневы). История как бы сама врывается в частную, линчую жизнь, вызывая драматические коллизии в этих жизнях. Поэтому история раскрывается “домашним образом” и в центре обычные люди, ничем не выдающиеся.

С середины 1832 года А. С. Пушкин начинает работу над историей восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Поэту царем была предоставлена возможность ознакомиться с секретными материалами о восстании и действиях властей по его подавлению. Пушкин обращается к неопубликованным документам из семейных архивов и частных коллекций. В его «Архивных тетрадях» сохранились копии именных указов и писем Пугачева, выписки из донесений о боевых действиях с отрядами Пугачева.

В 1833 году Пушкин решает поехать в те места Поволжья и Приуралья, где происходило восстание. Он рассчитывает на встречи с очевидцами этих событий. Получив разрешение императора Николая I, Пушкин выезжает в Казань. Далее поэт направляется в Симбирск и Оренбург, где тоже посещает места боев, встречается с современниками событий.

Из материалов о бунте сложилась «История Пугачева», написанная в Болдине осенью 1833 года. Этот труд Пушкина вышел в 1834 под названием «История Пугачевского бунта», которое дал ему император. Но у Пушкина зрел замысел художественного произведения о пугачёвском восстании 1773–1775 годов. Он возник ещё во время работы над «Дубровским» в 1832 году. План романа о дворянине-отщепенце, оказавшемся в лагере Пугачёва, несколько раз менялся. Это объясняется и тем, что тема, к которой обращался Пушкин, в идейно-политическом плане была острой и сложной. Поэт не мог не думать о цензурных препятствиях, которые предстояло преодолеть. Архивными материалами, рассказами живых пугачёвцев, которые он слышал во время поездки по места восстания 1773–1774 годов, можно было пользоваться с большой осторожностью.

По первоначальному замыслу героем романа должен был стать дворянин, добровольно перешедший на сторону Пугачёва. Прототипом его был подпоручик 2-го гренадерского полка Михаил Шванович (в планах романа Шванвич), который «предпочел гнусную жизнь – честной смерти». Имя его упоминалось в документе «О наказании смертною казнию изменника, бунтовщика и самозванца Пугачёва и его сообщников». Позже Пушкин остановил свой выбор на судьбе другого реального участника пугачёвских событий – Башарине. Башарин был взят в плен Пугачевым, бежал из плена и поступил на службу к одному из усмирителей восстания генералу Михельсону. Несколько раз менялось имя главного героя, пока Пушкин не остановился на фамилии Гринёв. В правительственном сообщении о ликвидации пугачёвского восстания и наказании Пугачёва и его сообщников от 10 января 1775 года имя Гринёва числилось среди тех, кто вначале подозревались «в сообщении с злодеями», но «по следствию оказались невинными» и были освобождены из-под ареста. В итоге вместо одного героя-дворянина в романе оказалось два: Гринёву противопоставлен дворянин-изменник, «гнусный злодей» Швабрин, что могло облегчить проведение романа через цензурные преграды.

Пушкин продолжал работать над этим произведением в 1834 году. В 1836 году перерабатывал его. 19 октября 1836 года – дата окончания работы над «Капитанской дочкой». «Капитанская дочка» была напечатана в четвертом номере пушкинского «Современника» в конце декабря 1836 года, за месяц с небольшим до гибели поэта.

Каков жанр «Капитанской дочки»? Пушкин писал цензору, передавая ему рукопись: «Имя девицы Мироновой вымышленное. Роман мой основан на предании…». Что такое роман, Пушкин объяснял так: «В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании». То есть Пушкин считал свое произведение историческим романом. И все же «Капитанскую дочку» – небольшое по величине произведение – в литературоведении чаще именуют повестью.

По жанру «Капитанская дочка» - историческое повествование в форме «семейственных записок», в ней есть черты и повести и романа, историческое повествование тесно связано с личной судьбой главного героя, который участвует в этих событиях. Гринев пишет свои записки на склоне лет, он рассказывает о своей молодости. Важное значение имеет образ повествователя, выходца из старинного рода, для которого понятия чести, достоинства, долга являются основополагающими. Пушкин избирает в качестве повествователя именно Гринева, поскольку для Пушкина оптимальна точка зрения лучшего представителя дворянства. Гринев духовно близок автору. «Капитанская дочка» завершается комментарием от издателя.

Восстание показано глазами противника восставших. Честь Гринева не позволяет ему написать неправду, поэтому он излагает события непредвзято, не идеализируя восставших, - тем весомее его свидетельство честного противника. Причины восстания носят объективно-исторический характер: толпы колодников, которые видит Гринев, подъезжая к Оренбургу; изуродованный башкирец. По сравнению с «Дубровским» в «Капитанской дочке» по-новому осмысляется роль личности предводителя восстания. Пугачев – мужик, не романтический герой; образ неоднозначен. Пушкин не скрывает, что Пугачева поддерживали широкие массы народа, которые не могли состоять из одних злодеев. Образ народного вождя Пугачева, народно-поэтического идеала доброго, справедливого царя, противопоставлен бездарности царских генералов. Образ Пугачева создается и при помощи фольклорных элементов.

Позиция автора глубже и историчнее позиции Гринева, которому не все дано понять. Пушкин объясняет, что жестокость со стороны восставших мотивирована изначальной жестокостью со стороны правительства, - читатель углубляется в исторические причины восстания. Гриневу не понятно стремление народа к свободе, а Пушкин понимает освободительную стихию восставших.